«Шереметьево» пересчитает пассажиров

Из-за стремительного роста пассажиропотока «Аэрофлота», грядущей приватизации и прихода стратегического инвестора аэропорт «Шереметьево» корректирует стратегию развития до 2030 г.
А.Махонин/ Ведомости

В мастер-плане (есть у «Ведомостей») говорится, что пропускная способность «южного терминального комплекса (терминалы D, E, F) ограничена и не сможет обеспечить потребности «Аэрофлота» начиная с 2015-2018 гг.», а к 2020 г. будет превышена. Этот сценарий был описан исходя из прогноза перевозок группы «Аэрофлот» и альянса Sky Team - к 2020 г. они должны были превысить 25 млн пассажиров в год. Но на практике «Аэрофлот» пересек отметку в 25 млн пассажиров значительно раньше.

Завтра (17 июня) «Шереметьево» выберет консультанта для корректировки стратегии развития, следует из информации с сайта госзакупок. Предельная цена контракта - 1,18 млн руб. Сейчас аэропорт развивается по мастер-плану, написанному в 2008 г. консалтинговой компанией Scott Wilson на срок до 2030 г., уточнил представитель «Шереметьево». Корректировка стратегии, по его словам, связана с решением правительства приватизировать аэропорт до 2016 г. и выбором в октябре 2013 г. стратегического инвестора для развития северной зоны «Шереметьево».

С 2008 г. рост авиаперевозок был «аномально высокий», отмечает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Все существовавшие тогда оценки отставали от реальности. Тот же «Аэрофлот» строил терминал D на вырост, а получилось впритык», - говорит эксперт. Когда «Шереметьево» принимал мастер-план своего развития, группа «Аэрофлот» без учета партнеров по Sky Team перевезла 11,1 млн человек, а в 2012 г. - уже 27,5 млн (в 2013 г. - 31,4 млн).

К тому моменту, когда «Аэрофлот» разрастется, Scott Wilson настоятельно рекомендовал «создать основной терминальный комплекс на севере» - между строящейся третьей взлетно-посадочной полосой и двумя существующими, считая этот вариант развития «наиболее предпочтительным». Его пропускная способность к 2030 г. может составлять 45 млн пассажиров в год, указывал консультант.

«Основные стратегические приоритеты связаны с развитием северной зоны», - уточнил представитель «Шереметьево». Государство выделило 22,4 млрд руб. для строительства третьей взлетно-посадочной полосы. На деньги частного инвестора - TPS Avia (принадлежит бизнесменам Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько) - к 2018 г. на месте старого терминала В планируется новый терминал вместимостью 15 млн пассажиров в год, а также межтерминальный тоннель под аэродромом, который свяжет северную и южную зону аэропорта.

Новому консультанту предстоит «уточнить и детализировать прогноз пассажиропотока и распределение загрузки по терминалам» до 2030 г., следует из технического задания. Но не только: всего в техзадании 14 пунктов, в том числе определение основных узких мест в инфраструктуре аэропорта и оценка необходимых инвестиций; разработка тарифной политики; оценка возможности и привлекательности экспансии в управление другими аэропортами; построение финансовой модели аэропорта на срок до 2020 г. и др.

Представитель «Шереметьево» не сказал, кто подал заявки на участие в конкурсе по выбору консультанта. После подписания контракта на уточнение стратегии развития аэропорта отводится один месяц. «У «Аэрофлота» большие амбиции, так что запас пропускной способности «Шереметьево» не повредит», - отмечает Пантелеев. По словам человека, близкого к «Аэрофлоту», к 2025 г. вся группа должна перевозить 75 млн человек в год и пропускная способность базового аэропорта - «один из ключевых рисков в реализации стратегии авиакомпании: либо к этому времени «Шереметьево» модернизируется, либо придется частично перебираться в другой аэропорт».

Но темпы роста пассажиропотока в России интенсивно замедляются, продолжает Пантелеев. В январе - апреле 2014 г. российские авиакомпании перевезли 23,8 млн человек (рост - 9,8%; годом ранее за четыре месяца перевозки выросли на 17,2% до 21,7 млн человек). Поэтому при корректировке стратегии «очень важно не качнуться в другую сторону», заключает эксперт.