Spar без кассира

«Интерторг» начинает тестировать кассы самообслуживания в магазинах Spar. Если опыт окажется успешным, ритейлер распространит его на другие сети
«Интерторг» начал внедрение новых касс со Spar/ И. Руссак/ Для Ведомостей

ООО «ТД «Интерторг» (сети «Народная семья», «Идея» и Spar по франшизе) установило в мае по шесть касс самообслуживания NCR в двух супермаркетах Spar - на ул. Дыбенко, 23, и пр-те Наставников, 38, говорит исполнительный директор Олег Рыбаков. По его словам, такие кассы позволяют ритейлеру снизить издержки на персонал, увеличить пропускную способность магазина.

В первое время кассы установят только в сети Spar, но, если проект покажет высокую эффективность, такие кассы могут появиться во всех форматах компании, говорит Рыбаков. По его словам, компания надеется, что инновации привлекут дополнительных клиентов. Инвестиции он не раскрывает. У «Интерторга» 397 универсамов «Народная семья» на Северо-Западе и в Москве, 19 супермаркетов Spar и Spar Express в СЗФО и 11 универсамов «Идея» в Петербурге, ежедневно магазины посещает 500 000 покупателей, сказано на сайте сети.

Комиссия при оплате банковской картой через pos-терминал или терминал самообслуживания одинаковая, говорит представитель Северо-Западного Сбербанка, который предоставляет услуги эквайринга на терминалах самообслуживания в Spar. Банковская комиссия для касс самообслуживания и pos-терминалов - около 2%, говорит председатель совета директоров ПСКБ Владимир Прибыткин.

Сеть супермаркетов «Лэнд» (11 магазинов) и сеть дрогери «Улыбка радуги»(более 300 магазинов в России) в конце 2013 г. установили первые терминалы самообслуживания в нескольких своих магазинах в Петербурге. Инвестиции в покупку и установку «технологичной кассы» - 1,3-1,5 млн руб. (втрое дороже обычной), оценивали тогда их представители. Через новые кассы проходит около 30% всех транзакций, а обслуживание клиентов на них быстрее, чем на традиционных, это помогает увеличивать пропускную способность супермаркета, говорит заместитель гендиректора сети «Лэнд» Олеся Железогло. В тех точках, где установлены новые терминалы, покупателей стало больше, отмечает директор по открытиям и региональному развитию сети «Улыбка радуги» Иван Тарасов. По его словам, кассы - это имиджевый проект, через них совершается более 30% покупок. Снижаются издержки на персонал, достаточно одного консультанта на четыре кассы, добавляет Железогло. Уже в четырех супермаркетах стоят подобные кассы и в планах оборудовать остальные, говорит она.

Защищаться от воровства «Интерторг» намерен техническими средствами, говорит Рыбаков, не раскрывая подробностей. По словам Железогло, в кассовой зоне установлены видеокамеры, а сами кассы кроме сканеров снабжены весами, что помогает идентифицировать товар. На количество краж товара установка новых касс не повлияла, утверждает она. Это подтверждает Тарасов. В первые месяцы возникли технические проблемы, связанные с адаптацией программного обеспечения новых касс к российским базам данных, предупреждает он.