Здравствуй, сказка

Выставка «Дизайн 007: 50 лет стилю Бонда» представляет сказочную кинострану, где добро побеждает зло, не снимая смокинга. В экспозиции подлинные вещи и их копии
Ольга Свиблова, директор «Мультимедиа арт музея», может даже трогать экспонаты/ Е. Разумный/ Для Ведомостей

Московский «Мультимедиа арт музей», полностью оккупированный выставкой про Джеймса Бонда, сразу же обезоруживает зрителей. При входе их ожидает вечно прекрасный серебристый Aston Martin DB5, рядом с которым можно сфотографироваться, приобняв куклу в натуральный размер Шона Коннери, идеальный, надо заметить, размер. Получить такое фото - как стрельнуть из золотого пистолета. После подобного подкупа любая критика выставки невозможна, даже для отпетого зануды или фаната Бенедикта Камбербэтча, которому со своим Шерлоком Холмсом до Бонда расти и расти, желательно не старея.

Да и как можно критиковать любимую с детства сказку, даже если вы теперь полюбили другие. На привезенной из страны ее величества выставке есть все, что ожидаешь: предметы и костюмы, макеты и раскадровки, кинокадры и макеты. Нет только компьютерных эффектов - все по-настоящему, как в кино.

Кроме подлинных вещей, снимавшихся в бондиане, встречаются и их реконструкции. Например, не удалось сохранить пляжные шорты из «Шаровой молнии» 1965 г., зато можно сравнить бикини Холли Бэрри («Умри, но не сейчас», 2002) и Урсулы Андресс («Доктор Ноу», 1962), и, надо сказать, лифчик смазливой брюнетки размером больше, чем у шикарной блондинки, хотя представлялось иначе.

Бывали случаи, что вещи из фильмов выкупали: летающая шляпа с мотором Оджоба, слуги злодея Голдфингера, когда-то легкомысленно отданная фанату, была выкуплена на аукционе за 62 000 фунтов стерлингов. Возможно, что фальшивые бриллианты из фильма будут скоро стоить как настоящие.

В фильмах о Бонде все должно быть и есть прекрасно: и титры, и заставки, и тела, и одежды, и помыслы главного героя, совершенно сказочного. Борющегося со злодеями, которые, как Кощей Бессмертный, прячут свою смерть за семью замками. Агенту-рыцарю ее величества, как в сказке, помогают добрые люди - снабженец Q и мудрый руководитель(ница) M. Они дают ценные указания и волшебные вещи: летающие автомобили, ботинки-кинжалы, часы-взрыватели. Все это можно увидеть в разделе, посвященном спецотделу кинобританской разведки. Модели вертолетов, ледяных дворцов и венецианских палаццо, как и сцена, изображающая казино, - настоящая, честная бутафория, старомодная и надежная, которой не грозит разоблачение.

В экспликации к разделу «Злодеи» авторы выставки пишут, что образы погубителей человечества и их коварства придумываются сценаристами «исходя из актуальных, животрепещущих проблем современности». Но зло на то и зло, чтобы вечно меняться. Герой же остается неизменным, его, конечно, играют разные актеры, но обязательно хорошо носящие классические костюмы и смокинги, агент 007 не может не уважать традиции. Мир добра неизменен именно в своем стиле, безукоризненном, высоком, где платье майора КГБ Ани Амосовой («Шпион, который любил», 1977) и платье Северины («007: Координаты «Скайфолл», 2012) одинаково вне моды.

Технические новинки стареют, и сейчас смешно вспомнить, что агент 007 когда-то пользовался пейджером, а стиль на то и стиль, чтобы не поддаваться времени. Каждый кадр из любого фильма о Бонде не устарел, потому что сделан настоящими художниками. Ну а сюжет в кино, как в сказке, вечен - добро побеждает зло в увлекательной борьбе и хорошо сшитой одежде.

До 7 сентября