Монро больше мифов

Образы «Жизнь замечательного Монро» - первая ретроспектива мастера перевоплощений Владислава Мамышева, художника острого и глубокого
Художник Владислав Мамышев Монро - мастер портретов/ Trend/ ИТАР-ТАСС

Владислав Мамышев, он же Монро, был известен даже тем, кто интересуется искусством, как «смешной парень, который мастерски переодевался в разных исторических персонажей». Отсюда и Монро: Мэрилин Монро была его первым и самым любимым перевоплощением. Он начал с игры: парик, помада, мушка над губой. Тогда его заметили, и кличка Монро к нему прилипла настолько, что стала именем - даже на надгробии высечено: Владислав Монро Мамышев.

Однако Мэрилин стала лишь стартом к множеству других образов: художник не просто переодевался и гримировался, а по-настоящему перевоплощался в Ивана-царевича и Ивана Грозного, Наполеона и Гитлера, Валентину Матвиенко и Владимира Путина, Любовь Орлову, Штирлица, жену Штирлица и еще в массу исторических и культурных персонажей.

Большинство зрителей по сей день считает Монро этаким паяцем: ну переодевается, ну забавляет нас. Его первая большая, целостная и, увы, посмертная ретроспектива в петербургском Новом музее сделана Олесей Туркиной и Виктором Мазиным, не только ведущими петербургскими искусствоведами, но и друзьями Монро, вместе с ним прошедшими весь его творческий путь. Выставка открывает Монро как крайне острого, актуального, злободневного и неудобного художника. Она убедительно и жестко развенчивает мифы о нем.

Первый миф: творчество Монро - легкомысленная клоунада с переодеваниями. На выставке представлены многочисленные «переодетые» фотосессии, где Монро выступает в роли того или иного героя одновременно как автор и натурщик. Но еще больше здесь материалов, сделанных Монро до, во время и после съемки: каждой роли сопутствует целый корпус рисунков, записок, мыслей о том, каким должен быть этот персонаж. Сам Монро говорил, что его творческая задача - проникнуть в народное бессознательное, от волшебных сказок до киношных образов, и исследовать его методом погружения.

Второй миф: он вообще не художник, а актер-травести. Художник. И не только в том смысле, что умел рисовать (хотя базовое художественное образование у Монро было). На выставке представлены его картины, рисунки, коллажи, видеоработы, кино. И это очень достойные произведения. Амплуа «человека, который играет роли» было выбрано не потому, что он больше ничего не умел, а потому, что оно оказалось для него наиболее адекватным на какой-то период. Но выставка представляет и другие.

Третий миф: Монро никогда не интересовался политикой. Тут, пожалуй, главное открытие выставки. Она прямо и жестко показывает Монро как художника с явной политической позицией, которая проявлялась со времен перестройки до самого конца. Монро сделал массу политических работ, переигрывая политических бонз, четко показывая свое к ним отношение. По итогам выставки он - один из наиболее политизированных и граждански ответственных художников в России, и многие его работы можно считать яростными политическими манифестами.

При жизни у Монро не было больших персональных выставок. В марте прошлого года он погиб безвременно и нелепо: утонул на Бали в гостиничном бассейне глубиной по грудь. Тогда в Русском музее - к дате похорон - открыли мини-выставку и пообещали, что она будет прологом к большой ретроспективе, которая покажет всю многогранность творчества художника. Как ни странно, такая выставка открылась в музее частном. Крупнейший государственный музей предпочел не связываться пусть и с мертвой, но все еще способной вызвать проблемы звездой.

До 31 августа