Цифра недели: $4,5 млрд

А.Махонин/ Ведомости

«Газпром» впервые с 2009 г. прекратил экспорт газа на Украину и подал иск к «Нафтогазу» в стокгольмский арбитраж о взыскании $4,5 млрд газового долга, который и стал причиной демарша. Но говорить о начале новой газовой войны сейчас преждевременно, хотя последствия и причины вчерашнего взрыва на газопроводе Уренгой - Помары - Ужгород еще предстоит оценить. Прежде Россия дважды перекрывала вентиль зимой, когда потребление газа на максимуме. Летом Украине без импортного газа проще, меньше нужно и Европе, которая получает большую часть российского сырья именно через Украину.

Провал переговоров и остановка поставок пока выглядят началом очередного торга. Причем торг обещает быть долгим. Ведь Украина накопила изрядный запас прочности. В ее хранилищах сейчас 14 млрд куб. м газа. Вообще-то это сырье должно храниться до зимы для последующих поставок в Европу. Но мало кто сомневается, что этот газ Украина использует для своих нужд. Такого объема достаточно, чтобы протянуть как минимум до октября, уверяют украинские чиновники. Так что «Газпром» поступил тактически верно, прекратив поставки. Ведь затягивание переговоров при открытом вентиле работало бы на Украину.

«Газпром» требует вернуть долги и грозит ввести Украине предоплату с осени прошлого года, когда президентом еще был Виктор Янукович. Но ни старые, ни новые власти платить по счетам не желали вне зависимости от цены на газ. Еще недавно казалось, что все пошло на лад, когда к переговорам удалось привлечь Европу. Украина даже выплатила часть долга. Но в итоге схема снижения цены за счет обнуления таможенной пошлины была отвергнута Украиной. «Нафтогаз» подал встречный иск в Стокгольме с требованием пересмотреть цену в контракте и вернуть ему $6 млрд, переплаченных, как считает компания, за сырье в предыдущие годы.

Теперь Россия и Украина обвиняют друг друга в намеренном срыве переговоров. Очевидно, что договориться напрямую обеим странам будет непросто. Поэтому привлечение к переговорам представителей Еврокомиссии - тактически верный шаг. Как минимум европейцы могут стать посредниками в переговорах. Как максимум - участниками некоей новой схемы поставок газа на/через Украину. Неслучайно «Газпром» так долго не предпринимал резких шагов и сделал это лишь после того, как стал очевиден дрейф позиций европейских чиновников с однозначно проукраинских в сторону России. И это, кстати, тоже можно легко объяснить. Европа, похоже, поняла, что в случае полномасштабного конфликта она, как всегда, окажется крайней.

Ведь рано или поздно газ в хранилищах Украины закончится, что станет прямой угрозой транзиту зимой. «Газпром» обещает задействовать альтернативные маршруты поставок через Белоруссию, Балтийское море и использовать европейские ПХГ. Но без украинской трубы все равно не обойтись, признают в концерне. А построить «Южный поток» не дает сама Европа.