Между стульев

Во французском Анси завершился крупнейший в мире фестиваль авторской анимации, искусно дрейфующий между искусством и коммерцией
Герой корейского фильма «Человек на стуле» размышляет, существует ли мир на самом деле или это он его выдумал

Список победителей выглядит солидно - плохих, явно конъюнктурных фильмов в нем нет. Но и прорывного кино, меняющего наши представления об искусстве, - тоже.

Главным конкурсом в авторской анимации считается короткий метр: в этом году премию «Кристалл Анси» получила кореянка Тахи Йон за фильм «Человек на стуле» - полное визуальных парадоксов меланхолическое кино, в котором мужчина размышляет, не является ли окружающий мир плодом его воображения, и по ходу раздумий отражается и растворяется в предметах своей комнаты.

Премию за лучший полнометражный фильм (а также приз публики) получил бразильский фильм «Мальчик и мир» режиссера Але Абреу - непривычная для полного метра почти бессловесная история потерявшегося в большом мире ребенка, увиденная его глазами и нарисованная нарядно, но авторским образом, вне коммерческих трендов.

Лучшую студенческую работу сняла англичанка Дэйзи Джекобс: ее фильм «Смотри на вещи шире» остроумно придуман - он одновременно плоский и объемный, а кроме того, тонко разыгрывает историю.

Лучшим произведением для ТВ стал коротенький французский фильм об уничтожении лесов по стихотворению Жака Превера Tant de forеts (режиссеры Бурку Санкур и Жофруа Годе). В номинации «Анимация без границ» победил фильм Николя Брола «Чужие тела», использующий нетрадиционную анимацию светом и съемку, сделанную медицинской аппаратурой, но как кино не выходящий за рамки абстрактной красоты.

А в конкурсе заказной анимации «Кристалл Анси» получил давно уже ставший интернет-хитом ролик компании Nepia, производящей носовые платки и вместе с тем поддерживающей леса: в «Животных из салфеток» японского режиссера Фудзу Араи бумажные носовые платки с необычайным искусством превращаются в движущихся лесных животных.

Фестиваль в Анси - это еще и огромный кинорынок, где не только продают и покупают фильмы, но и в поисках финансирования представляют новые проекты и технические разработки - так что сюда съезжаются профессионалы анимации и спецэффектов со всего мира. Именно здесь становятся знаменитыми никому прежде не известные режиссеры, но здесь редко награждают непривычное, экспериментальное кино. Балансируя между артом и широкой публикой, Анси всегда выбирал лайт-версию искусства, но с прошлого года новым арт-директором фестиваля стал канадский исследователь анимации и режиссер Марсель Жан, так что теперь, похоже, ситуация меняется.

Во-первых, в этом году появилась новая конкурсная номинация для короткометражек Off-Limits, куда были собраны экспериментальные работы в русле «расширенной анимации» на границе с видеоартом. Во-вторых, в этом году спецпрограммы были собраны с исследовательской содержательностью и широтой. Темой года стала «стоп-моушн» анимация (т. е. прежде всего куклы) - ее представляло целых 17 программ, рассматривающих этот сюжет со всех сторон. Две спецпрограммы отмечали столетие Первой мировой войны, еще несколько программ и выставка праздновали 100 лет со дня рождения одного из главных революционеров в кино - Нормана Макларена. Фестиваль напоминал, что хочет быть первым на всех фронтах, связанных с анимацией.