Бренды сильнее закона

Большинство врачей продолжают выписывать рецепты на лекарства по брендам, несмотря на действующий уже почти год запрет

Только 12% докторов, выписывая лекарство, указывают лишь международное непатентованное наименование (МНН, т. е. действующее вещество), а еще 63% указывают на рецепте МНН, но дают устные или письменные рекомендации, рассказала руководитель отдела синдикативных исследований фармацевтического и медицинского рынков GfK Rus Евгения Эйрамджанц на Российском фармацевтическом форуме, организованном Институтом Адама Смита.

С 1 июля 2013 г. Минздрав обязал врачей выписывать рецепты на лекарства, указывая не название конкретного препарата (т. е. бренд), а его МНН или группировочное наименование (объединяет разные МНН в одной терапевтической группе). Раньше препараты по МНН врачи выписывали только льготникам, а при назначении препаратов другим пациентам никаких ограничений не было. Цель приказа, сообщал ранее Минздрав, - исключить возможность выписывать пациентам определенные препараты только на основании договоренности врача с фармкомпанией. Чиновники рассчитывали, что выписка рецептов по МНН расширит возможности выбора лекарств для пациентов: из предложенной в аптеке линейки препаратов с одним и тем же МНН пациент сможет выбрать препарат с учетом цены и качества, объяснял Минздрав.

«Врачи до сих пор выписывают лекарства на бумажках, да еще и с указанием торговых наименований», - констатирует начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев.

63% врачей, которых опросила GfK, сказали, что чаще рекомендуют оригинальные лекарства, 14% - дженерики (т. е. аналоги оригинальных лекарств), а 23% - только МНН, рассказала Эйрамджанц. Больше половины покупателей (57,6%) приходят в аптеку за лекарством, ориентируясь на бренд одного или нескольких препаратов, 12,8% - на конкретный бренд, и только треть (29,6%) ориентируется на МНН.

Эти цифры соответствуют действительности, говорит сотрудник одной из аптечных сетей. Но раньше выписки по МНН просто не было, продолжает он, в последние год-полтора ее доля постоянно растет. К тому же покупатель может прийти в аптеку за одним лекарством, но купить другое - например, из-за того, что этого препарата нет, говорит сотрудник аптечной сети

В денежном выражении на рецептурные препараты в прошлом году приходилась примерно половина российского рынка, в упаковках - примерно треть, свидетельствуют данные DSM Group.