От редакции: Деньги за золото

Алексей Филиппов/ РИА Новости

Победа в чемпионате мира по футболу крайне важна для граждан России, и они на многое готовы ради этой победы.

Опросы показывают высокую уверенность россиян в успехе сборной: по данным ВЦИОМа, 25% россиян ожидают выхода команды в финал и в том числе 13% - победы. Если опрошенным предлагают выбрать победителя из списка команд, Россию выбирают еще больше - 18%. Социологи отмечают, что в 2002 г., когда сборная России в последний раз принимала участие в чемпионате мира, таких было 10% (а мы напомним, что в 2006 г., когда России на турнире не было, в ее победу все равно верили 6%, по данным «Левада-центра»).

По данным ВЦИОМа, следить за трансляциями собирались 41% россиян. По данным фонда «Общественное мнение» - 38%. Тридцать семь процентов болеют за сборную России. Но факт победы в чемпионате мира оказался важен для 73% опрошенных.

Любопытное исследование провел накануне чемпионата «ING банк», попытавшись оценить страстность болельщиков в 15 странах, сборные которых поехали в Бразилию (см. статью на стр. 18). Россия лидирует в двух дисциплинах: по готовности на месяц отказаться от мобильного телефона ради победы сборной (46% опрошенных), по готовности пожертвовать 1% годового дохода на победу сборной (42%), а также делит первое место с Аргентиной по сумме денег, которую болельщик готов потратить на покупку маек сборной (48 евро). По абсолютной сумме денег, которые россиянин готов пожертвовать, чтобы его команда победила (154 евро), мы отстаем от наиболее эмоциональных соперников из Латинской Америки, Италии, Португалии. По доле в ВВП на душу населения, с которой мы готовы расстаться (1,1%), - от более эмоциональных и менее богатых.

Любопытно, что Россия по этим показателям оказалась в компании латиноамериканских стран (плюс Италия и Португалия) с их торсидой, инчас и тиффози. Да, у нас тоже есть фанаты, но в целом их доля крайне мала, а посещаемость стадионов крайне низка.

Можно, наверное, искать тут схожесть в уровне экономического развития. При быстром росте ВВП крупных экономик третьего мира уровень жизни граждан несколько запаздывал. Последствия экономического кризиса накрыли развивающиеся рынки в прошлом году, а такие страны, как Португалия и Италия, только начинают выходить из кризиса 2008-2009 гг. На фоне социально-экономических проблем внутри страны гражданам всегда хочется крупного объединяющего символического успеха - в спорте, например.

Впрочем, меньшую эмоциональность и привычку к болению россиян могут компенсировать и особенности политического момента. В последний год в обществе (и в пропаганде, конечно) взаимно усиливали друг друга рост патриотизма и привычное мнение о том, что все можно купить. Понятно, что плохие парни обычно покупают оранжевые революции, в то время как мы платим за справедливость. Как бы то ни было, такие мегапроекты, как Олимпиада в Сочи и присоединение Крыма, оправдали себя в символической сфере - и денег на них не жалко.

Хотя, может быть, футбол мы просто бескорыстно любим.