Lada больше не в цене

Ростовская область и Краснодарский край на фоне падения автопродаж показали рост рынка в денежном выражении. За новые машины автолюбители готовы платить больше
Продажи бюджетных авто снижаются/ М. Стулов/ Ведомости

«Автостат» опубликовал исследование «Емкость региональных рынков. Легковые автомобили» за 2012-2013 гг. При снижении продаж новых авто в России в 2013 г. на 4,2% (всего было продано 2,53 млн машин) емкость рынка в стоимостном выражении увеличилась с 2,204 трлн до 2,242 трлн руб. (+1,7%). В рейтинге регионов по этому показателю лидирует Москва, где за 2013 г. продано автомобилей на 447 млрд руб. Однако при этом емкость рынка снизилась у нее на 0,4%.

В исследовании «Автостат» использовал средневзвешенные цены новых легковых автомобилей «подавляющего большинства моделей, реализуемых на рынке в течение 2011-2013 гг.». При расчете средневзвешенной цены моделей учтены рекомендованные цены на модели различных модификаций (тип кузова, тип КПП, объем двигателя) с учетом доли продаж автомобилей этой модификации в России.

Краснодарский край и Ростовская область вошли в первую десятку регионов по емкости рынка: 5-е и 9-е места соответственно. На Кубани в 2013 г. продано автомобилей на 82,1 млрд руб. (+3,3), в Ростовской области - на 54,7 млрд руб. (+7,7). По динамике роста Ростовская область оказалась в числе лидеров на 4-м месте, а Краснодарский край - на 8-м. Наиболее высокий темп роста зафиксирован в Калужской области (+31,7%), Башкирии (+21,9) и Татарстане (+10,5%). Вообще из топ-25 регионов более половины в 2013 г. увеличили финансовую емкость рынков. Самый большой провал по динамике - в Кемеровской области (-13,2%), Красноярском крае (-4,3%) и Ленинградской области (-3,6%).

Причины роста емкости рынка в основном объясняются сокращением доли в региональных продажах бюджетных марок (Lada, Chevrolet) и увеличением доли марок с высокой средней ценой (Toyota, Volkswagen, Kia), сообщает «Автостат».

«Объем продаж на рынке падает, но премиум-сегмент действительно стабильно растет последние четыре года. В ценах также многое зависит от производителей, которые могут пересматривать планы продаж и цены в течение года, но уже очевидно, что представители премиальных брендов планы в этом году не пересмотрят», - говорит директор по маркетингу «ААА моторс» Елена Кикоть. По ее словам, в среднем по рынку цены на новые авто растут на 4-6% в год.

«В стоимостном выражении емкость рынка растет из-за роста курса валют, - не соглашается коммерческий директор «Модуса» Николай Зайцев. - Рынок автомобилей падает, а рост курса валют, если взять стоимость бивалютной корзины, составил 10% на начало года (10,7%, по данным ЦБ. - «Ведомости»). Стоимость рубля снизилась, отсюда и рост емкости рынка в денежном выражении».