От редакции: Декларации о намерениях

А.Махонин/ Ведомости

Вчера президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил журналистам, что не собирается публиковать информацию о своих доходах и доходах топ-менеджмента РЖД на сайте компании - мол, данные отправлены в правительство и налоговую службу и этого достаточно. Несколько дней назад подобное решение принял и президент «Роснефти» Игорь Сечин. «Роснефть» объясняет свой отказ тем, что формально ОАО не подпадает под критерии, прописанные в указе президента от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции», определяющем порядок публикации: там названы «государственные корпорации (компании), иные организации, созданные на основании федеральных законов». Между тем постановления правительства от 22 июля и 7 октября 2013 г. определяют порядок предоставления сведений о доходах руководителями «организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством Российской Федерации» - в перечне этих организаций есть и «Роснефть», и РЖД, и «Газпром», и еще 60 госкомпаний и учреждений.

Демонстративный отказ руководителей «Роснефти» и РЖД публиковать декларации о доходах многое говорит о состоянии российской системы антикоррупционного декларирования. Чиновники и руководители компаний в России отчитываются не перед обществом, а перед вышестоящим начальством.

Правительство отправило во все госкомпании письма с просьбой опубликовать декларации топ-менеджмента. Часть компаний это сделали, часть - не сделали, а «Роснефть» и РЖД, очевидно, решили использовать разницу в законодательных формулировках для публичного обоснования своего отказа. Пример может стать заразительным.

Создание системы декларирования идет трудно. Одна из главных целей декларационной кампании - повышение доверия населения к государственной власти, которое достигается как раз через публичность информации.

Начавший кампанию на посту президента Дмитрий Медведев сейчас премьер и прежнего веса не имеет. В новой редакции Владимира Путина антикоррупционная кампания больше нацелена на возвращение капиталов и имущества из-за границы как залог сохранения чиновниками и олигархами своих постов, влияния и бизнеса. Эта политика очищения рядов контролируется сверху. Контроль со стороны общества для нее технологически излишен. Ответ на вопрос «публиковать или не публиковать?» случаен и зависит от близости отношений с Кремлем. У Сечина и Якунина с этим порядок.

В этой - снова ручной - системе контроля доходов и расходов решение об их адекватности или неадекватности принимается на основании также секретных критериев. Например, топ-менеджер может быть тайным благотворителем в отношении важных для государства проектов. Или, допустим, он патриотично пострадал от западных санкций.

Жаль, конечно, что непостоянство антикоррупционной политики мешает воспитанию норм открытости, которые не зависели бы от разницы трактовок законодательства.