Иномарки по-русски

Российские лизинговые компании отвоевывают рынок у иностранных конкурентов. В 2013 г. они заняли больше трети рынка
Контракт на поставку «Аэрофлоту» Boeing 777 финансирует «ВЭБ-лизинг»/ А. Лебедев/ ИТАР-ТАСС

Российские лизинговые компании стали заметны на рынке аренды самолетов не так давно: до начала серийного производства SukhoiSuperJet 100 (SSJ100) в 2011 г. авиакомпании неохотно эксплуатировали отечественную технику (Ту-204, Ил-96-300), а иностранную арендовали у зарубежных лизинговых компаний.

В декабре 2009 г. акционеры «Аэрофлота» одобрили контракт с «ВЭБ-лизингом» на 10 SSJ100. А в 2012-2013 гг. российские лизингодатели подписали серию крупных контрактов на поставку авиакомпаниям новых иностранных самолетов с завода. «Аэрофлот» должен получить 50 Boeing 737 NG через ВТБ, пять А321-200 - через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК, на 100% принадлежит государству), три А321-200 и шесть Boeing 777-300ER - от «ВЭБ-лизинга». До 2012 г. по таким контрактам «Аэрофлот» работал с GECAS, RBS, ILFC и проч. Его примеру последовали другие авиакомпании. В 2012 г. «Ютэйр» заказала у Airbus 20 А321 и подписала контракт с «ВЭБ-лизингом» на финансирование сделки.

Поставки по этим контрактам уже идут (цикл от заказа до поставки в среднем два года). В результате 35% всех взятых в лизинг самолетов были профинансированы российскими лизинговыми компаниями, следует из материалов «Сбербанк лизинга»: «Тенденция сложилась в 2013 г.: доля иностранцев на рынке лизинга велика, но сокращается по мере реализации ряда крупных проектов, финансируемых российскими компаниями». Данных о доле российских лизинговых компаний за предыдущие годы нет.

215 самолетов из бывших в эксплуатации в 2013 г. профинансированы «ВЭБ-лизингом», «ВТБ лизингом», ГТЛК, ИФК, «Сбербанк лизингом» и др. Еще 375 лайнеров - иностранными компаниями. Всего в лизинге в 2013 г. находился 591 самолет (55,6% от общего числа активно эксплуатируемых). Основа парка российских авиакомпаний - иномарки: Boeing (325 единиц, 25% общего парка), Airbus (259 единиц, 20%), Bombardier (63 единицы, 5%), ATR (33 единицы, 3%). Самолетов младше шести лет у российских авиакомпаний только 243 (19% общего парка), 7-12-летних - 195 (15%), остальные машины старше.

Российские лизинговые компании предоставляют чуть ли не более выгодные условия, чем иностранные, объясняет представитель «Аэрофлота» (работает с «ВЭБ-лизингом» и ГТЛК). Об этом же говорил гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов (его компании «ВЭБ-лизинг» финансирует поставку 20 А321). Российские лизинговые структуры могут работать с экспортно-импортными агентствами, объяснял Мартиросов. Гендиректор «ВЭБ-лизинга» Вячеслав Соловьев это подтверждает: «Иностранные лизинговые компании не имеют права пользоваться поддержкой экспорта в Европе и США, а мы можем получать финансирование экспортно-импортных агентств стран - производителей самолетов».

Доля российских лизинговых компаний будет расти, считает начальник аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: после отмены пошлин отечественные авиакомпании начали активно заказывать на заводах новые машины, а потом искать финансовые институты, которые на наиболее выгодных условиях профинансируют их поставку (так называемый обратный лизинг). Дело не только в пошлинах, отмечает директор управления «Сбербанк лизинга» Павел Пискун. Заказывать новые самолеты нет смысла, если у авиакомпании флот из десятка самолетов и нет эффекта масштаба бизнеса: лизинговый платеж за новый среднемагистральный самолет составляет $300 000-400 000 - это слишком серьезный шаг, который могут себе позволить только крупные авиакомпании, эксплуатирующие десятки самолетов и уверенные, что они загрузят самолет, считает Пискун.