Мания Россини

© Jens Rassmus

Автограф Джоакино Россини 1821 г. из собрания Австрийской национальной библиотеки и его прижизненный портрет гуашью из парижской галереи Барони, выполненный годом позже Фридрихом Лидером, сокровища неаполитанских частных собраний и портрет первой жены композитора, знаменитой драматической сопрано Изабеллы Кольбран, хранящийся в музее Ла Скалы...

Выставка Rossinimania, открытая в Зальцбурге в связи с Троицыным фестивалем (в этом году тот был посвящен Россини), собрала массу редкостей. Они напоминают о путешествиях и интеллектуальных приключениях автора «Севильского цирюльника». Рассказ не фокусируется на успехах, но посвящен и проблемному. Тот же «Цирюльник» был поначалу встречен холодно, а знаменитый спор в венской прессе между поклонниками оперы-буфф и нового оперного стиля, ориентированного на «Вольного стрелка» Вебера, сыграл важнейшую роль в жизни Россини. Ведшийся порой на повышенных тонах спор (Россини потом даже извинялся перед Вебером) - смысловой центр выставки, которая не рассматривает проблему «молчания Россини». На вершине славы тот перестал публично исполнять и публиковать новые произведения - вопреки расхожему мнению, он продолжал сочинять, но стал избегать широкой публики.

Помимо ценных документов Rossinimania хороша и с точки зрения дизайна. Усыпанный розами огромный ковер, покрывающий весь пол в Шюткастене, сделан по эскизу Роберта Уилсона.

Rossinimania подготовлена венским Исследовательским центром Да Понте и его директором Хербертом Лахмайером. Среди их экспозиций последних лет в Милане, Берлине и Вене - о Сальери и Малере, Моцарте и его главном либреттисте Лоренцо Да Понте. Инициатором россиниевского проекта выступила худрук фестиваля, в каталоге так и пишут: идея Чечилии Бартоли (каталог бесплатный, вход на выставку тоже свободный - таковы культурные гримасы капитализма).

С годами Бартоли открывает в себе новые таланты. От барочного репертуара переходит к бельканто, а теперь оказывается замечательным интендантом...

Выставка открыта до 27 июня