От редакции: Логика бездействия

Е.Разумный/ для Ведомостей

Не было частной жизни - не надо и начинать. Россиян мало заботит сохранность персональных данных в интернете: они охотнее жителей других стран готовы раскрывать свои личные данные в обмен на дополнительные сервисы поставщиков интернет-услуг, по данным исследования компании EMC. 38% опрошенных россиян готовы поступиться конфиденциальностью ради удобства (44% не готовы) - более открыты только пользователи из Индии и Мексики (опрашивались пользователи 15 стран и территорий, средний показатель - 27% готовы и 51% - не готовы).

Для пользователей характерен «парадокс бездействия» - несмотря на опыт утечки данных (имеют его 50% в мире и 61% в России), люди ничего не предпринимают для защиты: не меняют пароли (62 и 67% соответственно), не меняют настройки конфиденциальности в соцсетях (33 и 41%), не защищают паролем мобильные устройства (39 и 47%). Больше в России и тех, кто надеется, что защиту данных обеспечит государство (92% против 87% в среднем). Зато всего 36% россиян верят, что государство обеспечивает защиту сейчас (третий показатель с конца).

Безусловно, эти результаты во многом вызваны разным законодательством и правоприменительной практикой в области защиты данных. Но в поведении россиян видны и типические черты, известные социологам.

Хорошо описана «ловушка недоверия», которая подпитывает патернализм в обществе, вроде бы давно переставшем быть советским: несмотря на низкое доверие к власти (которая все равно обманет), граждане возлагают на нее обязанность регулирования, поскольку уровень межличностного доверия тоже очень низок и ограничить другого должно государство (пусть плохое, но одинаковое для всех).

В российском обществе в целом низкое уважение к закону - необязательно в смысле готовности его нарушить (хотя и это тоже), но и в смысле готовности к тому, что его нарушат другие, а также в смысле нежелания знать и отстаивать закон. То же самое относится к правам человека - на Западе это гораздо более важная ценность, чем в России, где последовательное уничтожение прав и свобод в последние годы граждане воспринимают апатично.

В российском обществе традиционно было смутное представление о личном, частном пространстве - это прямое наследие СССР, однако нынешняя российская власть делает все, чтобы оно таким и осталось. Важность индивидуального, частного противоречит нынешним установкам на «коллективные ценности» (которые задает при этом власть).