ФК «Открытие» кредитует своих

За I квартал банк «ФК «Открытие» втрое нарастил кредитование своих акционеров и их проектов - на них сейчас приходится почти половина капитала первого уровня банка. Даже у Газпромбанка и «Альфы» эта доля ниже
Подконтрольные акционерам заемщики кажутся «Открытию» более надежными/ Д. Абрамов/ Ведомости

Банк «ФК «Открытие» (бывший Номос-банк) в три с лишним раза нарастил кредиты связанным сторонам - благодаря сделкам своих многочисленных акционеров, следует из его МСФО. За I квартал 2014 г. объем таких кредитов вырос с 17,9 млрд до 57,7 млрд руб., а их доля в кредитном портфеле утроилась до 6%. Это произошло за счет кредитов компаниям, контролируемым акционерами Номос-банка, указано в МСФО: такие кредиты выросли за квартал с 2,9 млрд до 47,5 млрд руб.

Доля связанного кредитования у «Номоса» составляет сейчас 43% капитала первого уровня. Это максимальный показатель и среди других крупнейших банков, и в истории самого «Номоса» - ранее банк в таких объемах своих акционеров и их проекты не кредитовал, отмечает Боженко. Даже у Газпромбанка и «Альфы», которые традиционно отличались большими объемами кредитования акционеров, этот показатель ниже - 25,2% у Газпромбанка (на I квартал) и 12,3% у «Альфы» (2013 г.).

«Несколько компаний, которые банк кредитовал на протяжении ряда лет, в I квартале 2014 г. впервые попали под определение связанных - по причине изменений в структуре их собственности, управления и т. д.», - объясняет представитель Номос-банка, не называя, какие рыночные клиенты теперь квалифицируются как связанные. Таких клиентов, впрочем, может быть немало - многочисленные акционеры «Номоса» с конца 2013 г. активно участвуют в сделках (см. врез).

«Один из них - группа ПИК», - говорит источник, близкий к «Открытию». Представитель банка это отрицает.

У «Номоса» самый пестрый состав акционеров среди всех крупных частных банков. В его капитале участвует чуть не с десяток различных групп бизнесменов - бывшие мажоритарии «Номоса» Александр Несис и его партнеры по группе «Ист», Вадим Беляев и его партнеры по корпорации «Открытие», бизнесмен Александр Мамут, экс-сенатор Сергей Гордеев, инвесткомпания Da Vinci Олега Железко, пенсионный фонд Данила Хачатурова РГС.

«Активность акционеров корпорации «Открытие» в банковских сделках M&A, а в последнее время в девелоперском секторе и такой рост связанного кредитования «Номоса» - это звенья одной цепи», - отмечает аналитик «Уралсиба» Надежда Боженко.

«Столь высокий показатель негативно воспринимается инвесторами», - указывает она, напоминая, что «Номос» уже больше года не выходил на публичный рынок еврооблигаций: «И банк, и корпорация «Открытие» предпочитают рублевый долговой рынок, где проще организовать и разместить выпуск среди ограниченного круга инвесторов».

Акционеры меняют не только структуру активов банка, но и структуру фондирования. «На пятерку крупнейших клиентов приходится около половины средств корпоративных клиентов, причем, судя по отраслям, большинство из них представляют индустрию управления активами», - указывает аналитик «ВТБ капитала» Михаил Никитин. Управляющие компании всегда были важным источником фондирования Номос-банка, но, к примеру, до сделки с «Открытием» они обеспечивали «Номосу» меньше четверти средств корпоративных клиентов.

В акционерах «Номоса» три пенсионных фонда - «Лукойл-гарант», НПФ электроэнергетики и НПФ РГС. Представитель банка заявляет, что это не их управляющие отражаются в топ-5 крупнейших источников фондирования. «Это средства от управляющих компаний коммерческих банков - одного государственного, нескольких коммерческих и ряда инвестиционных компаний», - уверяет он.