Золото каждого века

Дрезденский музыкальный фестиваль отпраздновал «золотые двадцатые» и вспомнил о Клаудио Аббадо
Концерт памяти Клаудио Аббадо прошел в дрезденской Фрауэнкирхе/ Dresdner Festspiele

«Золотые двадцатые» - таков девиз Дрезденского музыкального фестиваля, прошедшего на всех статусных площадках города. По мнению интенданта Яна Фоглера, именно 20-е гг. в каждом столетии маркируют расцвет музыкального творчества.

Посему одним из центральных событий фестиваля стало исполнение Missa Solemnis Бетховена, написанной в 1820 г., Фестивальным оркестром совместно с замечательным Balthasar-Neumann-Chor под управлением Айвора Болтона.

Благодаря избранному motto спектр фестиваля оказался как никогда широк: в него вписалась и Анушка Шанкар, и The King's Singers, и Уте Лемпер - известная кабаретная певица. Ансамбль и оркестр Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге пели и играли кантаты Иоганна Себастьяна Баха, дополнив их хоровым опусом его дальнего родственника Иоганна Михаэля. Поэмы Рихарда Штрауса прозвучали в исполнении оркестра Гевандхауса под управлением Риккардо Шайи - нечастого гостя в Дрездене, где безраздельно правит Кристиан Тилеманн.

Предпоследний концерт фестиваля был мемориальным. Еще полгода назад на этот день было назначено выступление Клаудио Аббадо с Оркестром Моцарта из Болоньи, последним его детищем. Но Аббадо покинул мир, Оркестр Моцарта распался. На концерте выступал другой оркестр, также основанный Аббадо: очаровательная, искрящаяся радостью жизни Третья («Рейнская») симфония Шумана в интерпретации Даниэле Гатти и Малеровского камерного оркестра приобрела под сводами Фрауэнкирхе неожиданную гулкость: длинные реверберации окутывали мягкой вуалью каждый звук, каждую фразу. Вальтрауд Майер тихо, словно боясь спугнуть возникшее благоговейное чувство, спела три из «Пяти песен на стихи Рюккерта» Малера. И, конечно же, Ulricht - «Небесный свет», из «Волшебного рога мальчика». Рене Папе благородно и величаво спел Вотаново «Заклинание огня» из последнего акта «Валькирии». Музыкальная символика вечера была избыточно ясна: концерт был пронизан грустью и печалью. Все вспоминали Аббадо - и в честь него звучала грустная и возвышенная музыка.