Цифра недели: -0,00214%


Не прошло и месяца с тех пор, как Европейский центробанк установил очередной рекорд - снизил базовую ставку с 0,25% до минимальных за историю евро 0,15%, а ставку по депозитам до -0,1%, - как на межбанковском рынке кредиторы стали приплачивать заемщикам. Однодневная ставка LIBOR в евро в конце прошлой недели ушла в минус, составив -0,00214%.

Ставка LIBOR в евро на лондонском рынке не так широко используется, как ставка на межбанковском рынке самой еврозоны, Euribor, которая остается положительной, отмечает Алессандро Тентори, начальник глобального отдела стратегии на рынках процентных ставок Citigroup. Отрицательные ставки не обязательно имеют экономическое обоснование, иногда они отражают лишь соотношение спроса и предложения, добавляет он.

В нормальной ситуации соотношение спроса и предложения на деньги таково, что заемщик платит кредитору. Обратное должно означать, что ситуация ненормальная, соотношение между спросом и предложением нарушено. Виновником такого нарушения становится центральный банк: его нетрадиционная денежная политика ведет к тому, что на рынке складываются нетрадиционные отношения. В июне 2003 г. отрицательные ставки по однодневным кредитам наблюдались на межбанковском рынке Японии. Ситуация там была очень похожа на нынешнюю европейскую. Банк Японии с 2001 г. держал базовую ставку около нуля, а для стимулирования экономики и борьбы с дефляцией накачивал финансовую систему ликвидностью. При этом доверие к банковской системе Японии было подорвано: после того как в начале 1990-х гг. сдулся гигантский пузырь на рынках акций и недвижимости, в стране осталось множество банков-зомби, на балансах которых висели проблемные кредиты. Сегодняшнюю ситуацию в еврозоне директор по инвестициям PFP Wealth Management Тим Прайс описывает схожим образом: «У европейских банков было шесть лет после начала кризиса, чтобы провести реструктуризацию, списать плохие кредиты и привлечь капитал, но они почти ничего не сделали». Стресс-тесты европейских банков, проведенные несколько лет назад, не вызвали доверия. Сегодня почти треть банков еврозоны не исключают, что им придется привлекать дополнительный капитал по результатам предстоящих в этом году новых стресс-тестов, показал недавний опрос EY.

В Японии банки предпочитали кредитоваться в ЦБ почти под 0%, что привело к падению активности на межбанковском рынке (и к отрицательным ставкам). В еврозоне ЕЦБ, фактически начав взимать дань с банков за хранение денег, выталкивает избыточные банковские резервы со своих счетов в экономику. Но там влияние ЕЦБ заканчивается: банки не хотят кредитовать не из-за жадности, а из-за страха, что бизнес, зарплаты и экономика не будут расти и новые кредиты повиснут на их балансах новым тяжким бременем.

В Японии власти 10 лет ждали, прежде чем начать экономические реформы, которые могут изменить самосознание бизнеса, потребителей, банкиров. Европейским политикам не стоит брать в пример такую неторопливость.