Законодательство: Долой национальные особенности

Рустам Акбердин, директор департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии

В договоре о Евразийском экономическом союзе мой департамент отвечает за XV раздел: обеспечение свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций.

Считается, что свобода обращения товаров на нашей территории уже почти достигнута. Существуют, однако, изъятия: алкоголь, табачные изделия, продукция военного назначения, а также (пока) лекарства. И сейчас есть понимание того, что не хватает свободы движения услуг. Если вы внимательно прочитаете упомянутый XV раздел, то найдете много интересных для себя вещей.

Впервые вводится институт взаимного признания лицензий. Это значит, что если субъекты предпринимательской деятельности из одной страны захотят выйти на рынки других стран, то начиная с 1 января 2015 г. (пока в небольшом количестве секторов, а дальше их будет все больше и больше) они смогут воспользоваться полученной у себя дома лицензией или разрешением на этот вид деятельности. Мы полагаем, что это сильно упростит жизнь предпринимателям, а также окажет большое влияние на разрешительные системы всех трех стран. Потому что, если вдруг выяснится, что лицензию в одной стране получить легче (меньше бюрократических препон, проще требования), люди смогут учреждаться в юрисдикции, где проще регулирование, и с этими лицензиями нормально заниматься бизнесом на территории всех трех стран.

Также предусмотрено сокращение количества изъятий из национального режима. До сих пор в режиме трансграничной торговли большая часть рынков была закрыта для взаимопроникновения или функционировала в режиме национального законодательства; инвестор мог в любой момент подвергнуться непредсказуемым ограничениям. Теперь мы эту ситуацию переломили: все три страны обязались сформировать и опубликовать перечни изъятий из национального режима. И предусмотрено поэтапное сокращение ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий.

Мы наконец добились того, что в Евразийской экономической комиссии появится механизм оценки регулирующего воздействия наднациональных актов. Вот смотрите: скорострельность казахстанского парламента - порядка 350 законов или поправок к законам в год. У российской Госдумы примерно столько же. В Белоруссии - не меньше. И продуктивность нашего наднационального «принтера» ничуть не меньше. По сути, это еще один парламент на вашу голову. В большинстве случаев эти [наднациональные] нормативно-правовые акты принимаются без должной проработки, без взаимодействия с заинтересованными кругами. Поэтому мы добились, чтобы в регламенте комиссии появилась норма об оценке регулирующего воздействия - причем добились через МИДы трех стран, через экономические министерства это не получилось. Поэтому добро пожаловать в наши экспертные группы. Я уверен, что каждый из вас найдет себя в качестве эксперта по интересующей тематике <...>

Несколько слов о барьерах. В течение двух лет мы пытаемся решить такую серьезную проблему, как отмена принципа резидентства в таможенном законодательстве. Сегодня, несмотря на объявленную свободу обращения товаров на наших рынках, субъект предпринимательства одной страны не может растаможить товар на территории другой страны. Он для этого должен либо стать резидентом, либо действовать через местного агента. И это очень серьезным образом затрудняет конкуренцию юрисдикций. Мы полагаем, что некоторые таможенные администрации (не буду называть конкретно) работают чуть жестче, чем другие. И многие предприниматели хотели бы, конечно, растаможиваться в другой стране, но не могут этого сделать. Пока эту проблему решить не удалось. Чиновники трех стран ссылаются на различные причины - как обычно, на национальную безопасность, на налоговый уклонизм и т. п.

Вторая проблема, которую также пока не удается решить, - режим таможенного транзита «под прикрытием» книжки международной дорожной перевозки (МДП). К сожалению, с подачи Федеральной таможенной службы [России] теперь людям приходится вносить очень серьезное обеспечение, которое по замыслу инициаторов, видимо, должно предотвращать уклонение от уплаты таможенных платежей. Хотя раньше существовала вполне эффективная международно признанная и необременительная система гарантирования через книжку МДП.

Не устранены и ограничения изъятия из свободного обращения товаров на рынке подакцизной продукции. Табак и алкоголь не будут обращаться свободно.

Были еще две серьезные проблемы: оборот лекарственных средств и медицинской техники. Какие-то шаги в этом направлении делаются, хотя споры продолжаются. Между нашими тремя странами есть серьезные расхождения в вопросах регистрации лекарств. Кто-то требует, чтобы свободно обращались только те лекарства, которые изготовлены на предприятиях, соответствующих правилам GMP (Good Manufacturing Practice for Medicinal Products), у других стран - иной подход. Я опасаюсь, что в ближайшее время мы по лекарствам окончательно договориться не сможем, а значит, с 1 января 2015 г. их свободного обращения не предполагается.

Вопрос докладчику

Роман Репин, группа компаний «Подъем», Саратов: Мы пограничная область с Казахстаном, и у нас очень большое количество казахстанских продуктов, продукты питания, алкоголь. Алкоголь наши обязаны по закону продавать не менее 200 руб. за бутылку, казахстанская водка стоит 50-60 руб. за бутылку (хорошая, качественная, вопросов нет). Как это будет в новом экономическом пространстве? Никита Белых, модератор, врио губернатора Кировской области: Постойте, Рустам только что говорил, что у нас водка как подакцизный товар пока изъята... Рустам Акбердин: Тем не менее эта проблема решается, спасибо за вопрос. Опять-таки получилось, что мой департамент должен был разрабатывать закон, направленный на свободное или по крайней мере относительно свободное, но не бесконтрольное, конечно, обращение алкогольной продукции. Мы его разработали, запустили внутригосударственное согласование. Белоруссия подвинулась существенно, у них был очень жесткий режим допуска алкоголя на свой рынок, они готовы этот рынок открыть. Казахстан, вы знаете, давным-давно его открыл. У нас на полках казахстанского алкоголя почти не видно, стоит только российский. А вот РФ пока рынки не хочет открывать, мотивируя тем, что большое количество подпольного алкоголя и т. д. Когда мы в ФАС собирались какое-то время тому назад, я подробно разъяснял, где там собака зарыта. Чтобы эти безобразия с поставкой алкоголя без уплаты надлежащих налогов прекратить <...> нужно наладить полноценное сотрудничество силовых органов [трех стран] между собой. Уверяю вас, правительство Казахстана - хотя оно меня не уполномочивало, но я знаю реальную ситуацию - тоже не в восторге от того, что громадные суммы денег зарабатываются казахстанскими бутлегерами совместно с их российскими «партнерами» на российском рынке и эти деньги поступают не в бюджет.