Господдержка: «Газели» - быстрее всех

Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ

Но субсидий становится меньше, грантов - меньше, чем три года назад, раза в два, и в основном мы их сосредоточиваем на поддержке предпринимателей в социальной сфере. Каждая пятая субсидия из выдаваемых или каждый пятый рубль средств, который тратится государством, - это поддержка приобретения оборудования: или субсидирование процентных ставок по кредиту, или авансирование лизингового платежа, или просто софинансирование расходов. И уходим от субсидий в сторону физической инфраструктуры - даже не столько бизнес-инкубаторы, сколько промышленные парки. Очень интересный опыт центров компетенции: они носят разные названия - центр прототипирования, инжиниринговый центр и т. д. Например, в Татарстане только что открылся очень интересный центр инжиниринга в сфере медицины (региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр медицинской науки» открыт по программе развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития 14 мая в Казани. - «Ведомости») - все отечественное производство, высочайшие технологии. Там компания мирового уровня (ООО «Эйдос-медицина», резидент фонда «Сколково»), вокруг нее действует огромное количество российских разработчиков. Сейчас компания начинает активно сотрудничать с Siemens. Нужны именно такие проекты, связанные с приобретением высокотехнологичного оборудования и на базе современных конкурентоспособных в мировом масштабе компаний.

Если посмотреть на основные показатели развития предпринимательства, то, в принципе, и Белоруссия, и Казахстан, и Россия замерли. В последние 2-3-4 года никаких прорывов не наблюдается.

Наша беда [в России] была связана со страховыми взносами - к сожалению, было резкое падение. Но если говорить об экономическом потенциале, на который не влияют такие резкие решения, то ситуация везде одинаковая.

Также набор инструментов, мер у всех одинаковый. С гарантиями примерно одинаково все три страны работают (единственное - Казахстан активно дает гарантии торговле, что в России как-то немодно). Есть везде квоты в рамках госзаказа: в Белоруссии и Казахстане, если мне память не изменяет, по 10%, у нас с этого года - 15%. Все развивают систему консультаций через центр поддержки. Пожалуй, в России серьезнее развита система субсидий; у нас все-таки больше физической инфраструктуры - бизнес-инкубаторов и промышленных парков. И сейчас, наверное, не только Россия, но и наши коллеги из Белоруссии и Казахстана ищут решения для нового рывка.

Но здесь особо посыпать голову пеплом тоже не стоит. Могу привести пример: мы оказались очень чувствительны к истории с индивидуальным предпринимателем, но допустим, что малые компании и юридические лица за два года выросли на 200 000. У нас нет катастрофического абсолютного падения показателей. После кризиса объем кредитования сектора малого бизнеса вырос вдвое.

Дело в том, что малый бизнес не растет темпами, опережающими рост экономики вообще (мы сохраняем рост в 20-21%). Потому что мы никак не можем найти те ниши, где скорость развития малых компаний будет опережать общую скорость развития экономики. Почему начался поиск «газелей» и акцент переместился на средние компании? Есть такая рабочая версия, что именно у этих компаний темпы роста больше. Больше, чем в среднем у экономики, больше, чем в среднем у крупных компаний. И «газели» дают наибольший прирост инвестиций в экономику.

Поэтому сейчас и пытаемся программу перенастроить на сектор уверенно растущих средних компаний. Из этой логики исходило и создание Агентства кредитных гарантий. Создан и работает институт региональных фондов, но средний кредит, который поддерживается, - это 10-20 млн руб. Понятно, что это не удовлетворяет запрос средних компаний. Для этого агентство: оно сильное, его капитализация в 50 млрд руб. - это для компаний, которые привлекают кредит от 100 млн до 1 млрд руб. Разворачиваем программу по малому бизнесу, уходим от субсидий. Я, правда, абсолютно уверена, что если мы их закроем, то на следующей конференции «Ведомостей» основной вопрос будет, зачем Минэк закрыл субсидии и гранты. Выяснится, что они просто катастрофически нужны стране.

Вопрос модератора

Сергей Борисов: Мнение президента Российской Федерации - он его высказал, когда вступал в должность: Россия к 2020 г. должна достичь показателей в 50% по занятости в малом бизнесе, и это приблизительно будет соответствовать 40% ВВП. Разом эта цифра не появляется. У вас какой-то KPI есть? Мы можем рассчитать траекторию полета, чтобы прийти к искомой точке к 2020 г.? Или мы скажем уже сегодня президенту: Владимир Владимирович, не получится. Давайте быть честными. Наталья Ларионова: Есть государственная программа, утвержденная премьер-министром [Дмитрием Медведевым]. Вы прекрасно знаете, что есть индикаторы, связанные и с ростом занятости, и с долей в ВВП, и с созданием высокотехнологичных рабочих мест в малом и среднем бизнесе (МСБ). Да, то, о чем я говорила, - мы программу разворачиваем в сторону тех представителей МСБ, которые дают высокую добавленную стоимость. Она [цифра] наберется за счет акцентов на этом секторе МСБ. Но при этом мы не можем бросать таких предпринимателей, как те, которые в Сатке (город в Челябинской области с населением около 50 000 человек; упоминание связано с возможностью господдержки проектов МСБ в Челябинской области. - «Ведомости»). Если мы сейчас с вами проанализируем, какую добавленную стоимость дают эти предприниматели, я думаю, мы увидим, что это работа просто на уровне самозанятости - при всем моем уважении к этим предпринимателям. Мы, конечно, не должны оставлять без внимания вот такой - массовый - малый бизнес (50% его - это торговля), который не даст большого роста в ВВП. Но именно для этого мы переносим акценты на средние компании, потому что решать одновременно задачи роста доли в ВВП и создания высокопроизводительных рабочих мест и сохранения при этом занятости - сложно. Чем больше высокопроизводительных рабочих мест, тем меньше занятость. Значит, надо создавать «правильный» бизнес, куда бы интегрировались эти высвобождающиеся люди. Эти задачи мы пытаемся решать. Чтобы оценить, насколько успешно, есть общественные организации, в том числе «Опора России».