Суть дела: Где взять госзаказ

Илия Димитров, член президиума правления «Опоры России», общественный омбудсмен по вопросам электронной торговли и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Я коротко расскажу, как у нас сегодня осуществляются торги между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Сразу хочу сказать, что в 2012 г. впервые в мире была осуществлена первая трансграничная сделка с разной криптографией, и такого больше пока нет нигде. Сейчас у нас такие сделки проводятся практически каждый день.

Сначала о Белоруссии. В соответствии с соглашением о государственных (муниципальных) закупках, подписанным в декабре 2010 г., с сентября 2012 г. в Российской Федерации и Республике Беларусь введен национальный режим государственных закупок. На сегодняшний момент при реализации этого соглашения в соответствии с утвержденным Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в августе 2012 г. планом мероприятий по взаимному признанию электронной цифровой подписи обеспечена возможность участия в открытых аукционах в электронной форме белорусских поставщиков с их криптографией на территории РФ, а также российских поставщиков - на электронных торговых площадках Республики Беларусь. В последние полгода была проведена очень большая работа по согласованию этого положения со всеми соответствующими службами и ведомствами России, а также по интеграции в систему торгов белорусской стороны.

На 1 марта 2014 г. на российских электронных площадках, отобранных для организации открытых аукционов в электронной форме, аккредитовано 120 представителей Белоруссии.

Можно констатировать, что механизм действует, технология работает, сделки заключаются. Но количество белорусских поставщиков, которые участвуют в торгах на российских площадках, так же, как и российских поставщиков, участвующих в торгах в Белоруссии, исчисляется лишь сотнями - это очень низкий показатель. Очевидно, что при отсутствии каких-либо барьеров существует недостаток информации о том, что предприниматели обеих стран могут принимать участие в таких торгах.

Интерес к участию в открытых аукционах по размещению государственного (муниципального) заказа на российских электронных площадках проявляют самые разные белорусские организации - как частные, так и государственные. Например, на одной из российских электронных площадок в качестве заказчика аккредитовано подведомственное управлению делами президента Республики Беларусь производственно-торговое унитарное предприятие «Беларусьторг». Вместе с тем белорусские поставщики пока предпочитают участвовать в процедурах размещения государственного (муниципального) заказа РФ без участия электронных площадок (конкурсы, запросы котировок, закупки у единого поставщика). Так, в 2013 г. и январе - феврале 2014 г. в различных процедурах размещения госзаказа принял участие 51 представитель Белоруссии, а в электронных аукционах на российских площадках - только 15.

В то же время анализ результатов различных процедур госзаказа свидетельствует, что размещение заказа в электронной форме создает больше возможностей белорусским поставщикам для участия и победы в них. Так, по результатам различных процедур размещения государственного (муниципального) заказа в 2013 г. и январе - феврале 2014 г. белорусскими поставщиками заключен 201 контракт на общую сумму 123,8 млн руб. При этом по итогам открытых аукционов в электронной форме на российских площадках заключен 121 контракт на общую сумму 72,7 млн руб., т. е. более 60% от общего количества заключенных контрактов или около 60% от общей суммы контрактов. Большая часть белорусских поставщиков, участвовавших в аукционах в электронной форме (11 из 15), по их результатам заключили контракты, что является весьма высоким показателем.

Для сравнения приведу результаты участия белорусских поставщиков в других процедурах размещения государственного (муниципального) заказа: запрос котировок - 44 контракта на общую сумму 4,7 млн руб., у единого поставщика - 29 контрактов на общую сумму 30,7 млн руб., открытый конкурс - 7 контрактов на общую сумму 15,5 млн руб. Наибольшую активность проявило ООО «Ассомедика», которое заключило 147 контрактов в общей сложности на 36,4 млн руб. При этом преимущественная часть контрактов заключена именно по результатам электронных аукционов. Другие белорусские поставщики заключили в основном по 1-2 контракта.

Если смотреть по номенклатуре поставляемых товаров, то на сегодня 62,7% составляет медицинская аппаратура и средства измерения, химическая продукция - 10,5%, полимерные смолы, материалы и пластмассовые изделия - 2,8%, производство воздушных и космических летательных аппаратов, а также оборудования и деталей для них - 2,6%, производство оптических приборов, фото- и кинооборудования - 2%. А вот продукция белорусской легкой промышленности, несмотря на доступность и большие объемы производства, крайне слабо представлена в электронных торгах.

По Казахстану картина следующая. В целях доступа поставщиков Республики Казахстан в РФ к электронным торгам в области государственного (муниципального) заказа ЕЭК в декабре 2013 г. утвердила план мероприятий по этому вопросу. Дедлайном являлся май 2014 г., когда этот план должен был быть запущен и со стороны казахских коллег, и со стороны Белоруссии и России. Но так же, как в свое время с Белоруссией, мы пока здесь запаздываем (с Республикой Беларусь торги должны были начаться с 1 января 2012 г., а реально начались лишь в сентябре 2012 г.). И в случае с Казахстаном все технологические возможности для взаимного участия в электронных торгах есть. То, что Казахстан интегрируется в рамках Таможенного союза, никаких сомнений не вызывает. То, что технология электронных торгов работает с учетом требований безопасности, - тоже никаких вопросов нет. Вопрос в популяризации и развитии этого инструмента дальше.

При этом мы четко знаем, что помимо трех наших стран в скором времени к этой системе присоединятся Армения (соглашение между ней и Евразийским экономическим союзом находится на последней стадии согласования) и Вьетнам. И эти соглашения об электронной торговле позволят нам вступить в следующий этап развития.