Люксовые отели Москвы подешевели
До сих пор столичные гостиницы зарабатывали больше европейских отелей, но сейчас консультанты прогнозируют им трудные временаГостиничный рынок столицы ощутил на себе влияние политической нестабильности, которая привела к ухудшению имиджа России на туристической арене. По данным JLL, за первые четыре месяца 2014 г. доходность, которую получают с номера люксовые отели Москвы (показатель RevPAR, или revenue per available room per day, служит для оценки эффективности гостиничной деятельности), сократилась на 2,5% к аналогичному периоду прошлого года и составила 7400 руб. Этому есть объяснение: номера в люксовых отелях тоже дешевеют - за тот же период они упали в цене на 3% до 12 800 руб.
«Мы ожидаем, что второе полугодие в сегменте люксовых гостиниц Москвы будет более сложным из-за роста конкуренции в условиях снижения спроса: в столице откроется долгожданный отель Four Seasons (в здании реконструированной гостиницы «Москва»). Из-за несколько раз переносившихся сроков открытия этой гостинице придется начинать бизнес в гораздо более сложной ситуации, чем, например, в прошлом году», - отмечает глава департамента гостиничного бизнеса компании JLL Дэвид Дженкинс. По его словам, без дополнительного стимулирования делового туризма рынок люксовых отелей Москвы столкнется с недостатком спроса, что выгодно для гостей - ведь цены могут снизиться, - но невыгодно для самих отельеров.
Станислав Ивашкевич, замдиректора по развитию индустрии гостеприимства CBRE, полагает, что сейчас люксовые отели Москвы по доходности просто «приближаются к нормальным европейским показателям». «С момента своего открытия за минусом коротких кризисных периодов, когда наблюдалось некоторое падение, они имели очень высокую доходность. При этом средняя зарплата в люксовой гостинице Москвы составляла всего 1000 евро в месяц, а стоимость номера - около 300 евро в сутки. Если взять Германию, например, то в люксовом отеле ежемесячная зарплата составляет минимум 2000 евро, а средняя стоимость номера - 200 евро в сутки».
Как показывает исследование Cushman & Wakefield по гостиничному рынку Москвы, сейчас все сегменты гостиничного рынка Москвы теряют в доходах, а не только гостиницы класса люкс. Если смотреть статистику за май нарастающим итогом, отмечает Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Сushman & Wakefield, то наиболее заметное падение средних цен продаж в долларах наблюдалось в сегментах upper-upscale (минус 16%) и upscale (минус 15%), по luxury-гостиницам снижение составило 12%. На фоне снижающегося спроса гостиницы обычно пытаются стимулировать загрузку, снижая цену, это позволяет сначала приостановить снижение загрузки (при условии, что возобновляется экономический рост и не усиливается конкуренция за счет выхода на рынок нового предложения), потом рост спроса позволяет постепенно начать повышать цены. Смирнова затруднилась предсказать, как выход Four Seasons и «Пушкин-отеля» (в здании «Московских новостей» на Пушкинской площади) отразится на люксовом сегменте: небольшой номерной фонд новых гостиниц вряд ли существенно изменит ситуацию. «Новые отели будут апеллировать скорее к индивидуальному спросу, тогда как «старожилы» активно работают с группами», - полагает Смирнова.
Компании, которые ранее проводили в гостиницах корпоративные мероприятия с ночевками, поступления от которых составляли значимую долю в доходности отелей, сейчас выбирают места размещения попроще. Как рассказал один из отельеров, до сих пор соблюдается и введенный в кризис негласный запрет селить командированных сотрудников в дорогих отелях.