Таможня: Несчастливы вместе

Единое таможенное регулирование и свобода перемещения товаров в создающемся Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) вряд ли откроют новые возможности для малых предприятий, готовых выходить на внешние рынки. Интеграция не устраняет внутренние проблемы
А. Махонин/ Ведомости

Торговая политика ЕАЭС останется такой же, как и в Таможенном союзе: ее главные принципы - единый таможенный тариф и свободное перемещение товаров, объяснял министр торговли Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев. По мере развития союза продолжится сближение таможенного регулирования, обещают чиновники ЕЭК. Вкупе с унификацией инвестиционного режима, технического регулирования и лицензирования это должно открыть новые возможности для предпринимателей России, Белоруссии и Казахстана, облегчив им доступ на новые рынки сбыта. По данным «МСП банка», уже сейчас 66,5% экспорта российских малых и средних предприятий приходится на страны СНГ и в первую очередь - на соседей по Таможенному союзу: Белоруссию и Казахстан. Это втрое больше, чем объем их поставок в Европу (см. диаграмму).

Долой национальные особенности

Одним из важных преимуществ единых таможенных территорий должна стать унификация таможенных правил и процедур. С 2015 г. единый таможенный кодекс ЕАЭС заменит действующий сейчас - Таможенного союза. Проблемой для бизнеса часто становятся не столько национальные особенности регулирования, сколько различные трактовки одних и тех же норм таможенниками трех стран, сетует один из предпринимателей. Система таможенного законодательства будет максимально упрощена, заверяет министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин, основная задача - установить приоритет электронного декларирования, сократив физический контакт с таможней, а также уменьшить количество отсылок на национальное регулирование.

Например, сейчас каждая из стран может сама регулировать таможенный транзит. Год назад Федеральная таможенная служба (ФТС) объявила, что вводит новые правила использования книжек международных дорожных перевозок (книжки TIR). Применение книжек регулируется Международной таможенной конвенцией, которую подписали 68 стран, включая Россию, Белоруссию и Казахстан. Основная цель конвенции - упростить таможенное оформление грузов при пересечении границы. Гарантией уплаты таможенных платежей служат книжки TIR: при наличии книжки, пересекая границу, не нужно лишний раз проходить досмотр и вносить платежи. Но ФТС считает, что в России эта система работает неэффективно: служба с декабря прошлого года не принимает книжки TIR без дополнительных гарантий национального образца (это могут быть банковская гарантия, поручительство или залог). Мера ударила не только по перевозчикам, но и по малым предприятиям, ведь именно они в основном пользуются услугами автомобильного транспорта. Стоимость перевозки выросла, объясняет один из перевозчиков: книжки TIR все равно нужны при поставках в Европу, стоимость ее - примерно $100, а теперь еще нужно заплатить в среднем около 1800 руб. за гарантию национального образца и еще свыше 2000 руб. - за процедуры выпуска и регистрации. Здесь различия в регулировании внутри Таможенного союза оказались на руку бизнесу, иронизирует собеседник «Ведомостей»: Белоруссия правила использования книжек TIR не меняла, так что многие перевозчики поменяли маршрут и ввозят товары через Белоруссию. Россия, Белоруссия и Казахстан договорились создать собственную внутреннюю систему транзита, но какой именно она будет и как скоро заработает, пока непонятно.

В хвосте рейтинга

Создание ЕАЭС вряд ли существенно изменит жизнь бизнеса: это скорее политический шаг, регулирование торговли не меняется по сравнению с нормами, действующими сейчас в рамках единого экономического пространства трех стран, объясняет Александр Кнобель из РАНХиГС, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на значительный рост товарооборота.

Бума взаимной торговли и так не наблюдается: в I квартале 2014 г. товарооборот трех стран сократился на 13%, без учета продукции топливно-энергетического комплекса - на 9%. По данным «Опоры России», торговый спад затронул и поставки малых и средних предприятий - производителей древесины, стройматериалов, потребительских товаров. Основные товары, которые вывозят малые и средние предприятия, - оборудование и механические устройства, а также древесина и изделия из нее.

В рейтинге условий для ведения бизнеса Всемирного банка Россия по показателю «Международная торговля» занимает 157-е место из 189 возможных и находится между Кенией и Нигерией. Немногим лучше ситуация в Белоруссии - 149-е место, Казахстан - на дне рейтинга со 186-м местом. Показатель «Международная торговля» оценивает, сколько времени и денег предприятию придется потратить, чтобы вывезти или ввезти товар через границу своей страны, пройдя все необходимые процедуры. Расчеты делаются для партии товаров стоимостью $20 000 и весом 10 т в стандартном контейнере, который перевозится морским транспортом, учитывается время от упаковки товара на складе до ухода из порта отправления. У российской компании-экспортера, по оценкам экспертов Всемирного банка, на это уйдет $2615 и 22 дня, за которые нужно оформить девять документов, против трех документов, шести дней и $460 у лидера рейтинга - Сингапура. В 2012 г. правительство утвердило разработанную Агентством стратегических инициатив дорожную карту поддержки экспорта. К 2018 г. количество необходимых для экспорта документов должно сократиться до четырех, а благодаря упрощению процедур и расширению государственной поддержки количество предприятий-экспортеров должно вырасти на 60% по сравнению с 2011 г. Есть и риски, указывают разработчики: основные - сохранение ограничительного «фискально-регулятивного» подхода к развитию экспорта, а также реализация инерционного сценария развития российской экономики.

Мечты об экспорте

По данным Росстата, внешнеэкономической деятельностью сейчас занимается около 0,7% российских малых предприятий, на которые приходится менее 1% общей выручки. Доля малого и среднего бизнеса в совокупном объеме российского экспорта также ничтожно мала - приблизительно 0,4%, подсчитал «МСП банк». Хотя именно производственные малые и средние предприятия могли бы способствовать диверсификации российского экспорта, пока их крайне мало, чтобы оказать значительное влияние на развитие экспортного потенциала страны, заключают эксперты банка. Причем потенциал роста тех, кто уже экспортирует свою продукцию, ограничен размерами предприятия. К тому же большинство из них имеют узкие специализированные ниши - нужно, чтобы на внешние рынки выходили новые предприятия с конкурентоспособной продукцией. Но пока выход затруднен, даже если речь идет о единой таможенной территории, ведь проблемы внутри страны у экспортеров одинаковы вне зависимости от направления поставок, резюмирует один из российских предпринимателей. Новых возможностей, которые должна открыть евразийская интеграция, пока не видно, заключает он: «Старые внутренние проблемы никуда не делись, сейчас бизнес пытается понять, как много появится новых».