Попасть в рай на самолете

В петербургской Name Gallery открылась выставка Ольги Тобрелутс «Ландшафты небес» - смешение грез о Ренессансе и современных технологий
Облака на пейзажах Тобрелутс только кажутся узнаваемыми/ Ольга Тобрелутс

Ольга Тобрелутс - едва ли не единственный художник круга петербургских неоакадемистов, которому удалось перерасти границы рожденной Тимуром Новиковым на рубеже 1990-х и 2000-х идеи бороться классической красотой с авангардистскими уродствами. Она сделала себе - существуя отдельно от неоакадемизма, но не отказываясь от его стилистики, - самостоятельное мощное имя.

«Ландшафты небес» почти полностью состоят из живописи, и живописи вполне классической, даже отсылающей к историзму. На больших холстах - тщательно выписанные фрагменты неба: клубящиеся облака, синь полуденных небес, желтые и алые закаты, струящийся сквозь дымку лунный свет. Под каждым большим холстом - два маленьких, на них пейзажи, тоже прописанные очень тщательно, как «сейчас не делают».

Безлюдные пейзажи с далеким горизонтом, вьющимися пустыми дорогами, свечками кипарисов вокруг них залиты ровным ясным светом без какого-либо источника и безошибочно отсылают к пейзажам раннего Ренессанса - как манерой, так и в первую очередь неким всеохватывающим, сферическим зрением. Словно художник не выхватил фрагмент природы, а хотел увидеть мир в целом, как сквозь круглую линзу, собирающую в себя всю панораму.

Неоакадемизм любил говорить о возвышенном, но в «Ландшафтах небес» Тобрелутс высота становится необходимым техническим условием. Небо и облака, изображенные так близко, что, кажется, можно протянуть руку и коснуться их, современному человеку напомнят вид из иллюминатора самолета на многокилометровой высоте. Высота метафизическая, с которой как бы сделаны земные пейзажи, у ренессансных художников была метафорой той иномирной, небесной точки зрения, с которой смотрит на Землю единственный наблюдатель, способный видеть все и сразу, - Бог. В XXI в. у Тобрелутс она приобретает вместе с тем и охват сведенной в фотошопе фотопанорамы, и превышающую возможности человеческого глаза четкость компьютерной графики. Понимая это, Тобрелутс - кстати, одна из пионеров медиаискусства в России - сопровождает свою небесную живопись видеофильмом, в котором на синем фоне простые геометрические формы - квадраты, многоугольники - клубятся, создавая нечто вроде тех же облаков. Это рай посттехнологический, вернувшийся к эстетике Возрождения и барокко, но невозможный вне мира высоких технологий даже не потому, что построен его средствами, а потому, что создан его сознанием.