Таможня: Простота и прозрачность во всех отношениях

Сергей Гусев, руководитель комитета информационных операторов Гильдии профессиональных участников ВЭД «Гермес»

НП «ГПУ ВЭД «Гермес»

Некоммерческое партнерство. Основано в 1998 г. как зональная ассоциация таможенных брокеров «Пулково». С 2000 г. - региональная ассоциация таможенных брокеров «Северо-Запад». В 2011 г. преобразована в некоммерческое партнерство - Гильдию профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД.

Сегодня поддержка малого предприятия государством и бизнесом осуществляется в основном в двух областях: это кредитование и налогообложение; информирование, консультирование и обучение. А дальше начинается собственно сам бизнес.

Покупатель находит продавца, продавец находит покупателя, заключается контракт, и производятся все последующие действия по перемещению товара из одной точки в другую. Если и продавец, и покупатель находятся внутри страны, то у них много проблем. Если это внешнеэкономическая сделка, проблем становится еще больше. Мы прикинули - вышло, что количество этапов прохождения товара от начальной точки до конечной составляет порядка 20 (хотя это, естественно, не все этапы мучения участников ВЭД). Условно эти этапы можно разделить на две части. Одна - взаимодействие бизнеса по продвижению и доставке товара (B2B). Вторая часть - взаимоотношения с различными государственными контролирующими и регулирующими органами и ведомствами: ФТС, Минпромторгом, Минсельхозом и т. д., всего их может быть до 30 (B2G). Все эти отношения достаточно сложные, и малому/среднему предприятию хотелось бы пройти путь быстро и без больших издержек (см. таблицу).

Разумеется, какие-то начальные этапы малый бизнес может пройти самостоятельно, но следующие для него будут тяжелы, непонятны, а где-то и совсем неподъемны. Здесь ему нужна помощь. Сегодня основная помощь - «заходите ко мне на сайт и прочитайте информацию» или «мы можем дать вам разъяснения». Конечно, информационная помощь нужна, но этого мало.

Какая картина складывается в реальности? Мало того что продавец каким-то образом нашел покупателя - либо напрямую, либо через посредника. Дальше начинаются отношения с другими участниками по реализации, по прохождению всех обязательных этапов. При этом у каждого участника, будь то таможенный представитель, экспедитор, перевозчик и т. д., есть свои порталы и сайты, на которых они предлагают услуги. Причем фигурирует очень много посредников. Разобраться во всем этом начинающему участнику ВЭД или малому предприятию практически невозможно.

Поэтому сегодня, когда в бюджете России доходы от ВЭД составляют около 50%, доля МСБ в этой цифре - десятые доли процента.

При этом, когда мы ведем речь о Таможенном союзе, все становится еще сложнее, потому что есть три стороны, есть три таможенных органа. Если я, как малое предприятие, везу груз, то я должен предварительно информировать таможенные органы. Если я везу груз в Россию, я должен иметь российскую программу [программное обеспечение] - купить, установить, связаться с таможенниками и организовать это предварительное информирование. В Белоруссию - белорусскую программу, в Казахстан - казахстанскую. Я должен всем этим обрастать, и это очень сильно давит. Наше предложение - построить сеть ВЭД для малых и средних предприятий. Специализированную, интегрированную операционно-информационную сеть. В ней, во-первых, должна быть заложена бизнес-логика взаимодействия участников. Во-вторых, если вы один раз внесли в эту сеть всю необходимую для перевозки информацию, то больше ничего дополнительно вносить не понадобится. И в-третьих, все должно быть автоматизировано, чтобы не было нужды формировать и распечатывать какие-то документы.

Работать это должно примерно так. В сети, к которой подключены продавцы, покупатели, экспедиторы, перевозчики и проч., продавец нашел покупателя. Они составили электронный контракт и счет-фактуру. Во всем мире считается, что этих двух источников вполне достаточно для всей последующей контрольной информации. Именно после того, как составлен электронный контракт, сеть формирует автоматически - без участия продавца и покупателя - электронную инструкцию экспедиторам, подключенным к сети. Экспедиторы, получив задание, формируют предложение. Покупатель из этих предложений выбирает наиболее ему подходящее и автоматически переходит к следующему этапу - отправке заказа на перевозку. Теперь выставляют свои предложения перевозчики, также получившие эту информацию. То есть формируются нормальные бизнес-отношения конкуренции и свободного выбора наиболее выгодного предложения. После того как осуществлена основная поставка и груз может двигаться через границу, сеть автоматически формирует пакет данных для предварительного информирования и отправляет его в таможенные органы. Здесь как раз происходит взаимодействие с государственными структурами, при этом оно осуществляется между двумя сетями в автоматическом режиме.

В России такая государственная сеть уже создается. Она называется СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия, через которую происходит обмен данными для оказания государственных и муниципальных услуг. - «Ведомости»). В ней уже есть процессы, которые позволяют осуществлять взаимодействие между государственными структурами. Теперь представим, что создана сеть, которая осуществляет взаимодействие бизнес-структур. То есть одна сеть - B2B, другая сеть - G2G. А взаимодействие между сетями - это уже взаимоотношения B2G. Тем самым реализуется принцип «одного окна».

Но это я говорил про одну страну. А сегодня в рамках ЕЭК проводится работа по созданию интегрированной информационной системы внешней взаимной торговли. Она представляет собой информационную шину данных, к которой подключены государственные органы трех стран. Создав такую сеть и реализуя взаимодействие между шиной данных и сетью, мы обеспечим участникам возможность свободно подключиться к любому государственному органу и получить информацию, не покупая отдельные продукты и без необходимости каждый раз связываться с отдельной страной.

Организационно-технические и информационные решения в этой сфере достаточно понятны и уже существуют в мире: сеть Trade Facilitate в Европе, Trade Exchange в Сингапуре, Port Net в Финляндии и т. д. Основной сложностью будет подготовка нормативно-правовой базы. Сегодня все эти вопросы прорабатываются и готовятся соответствующие документы и Таможенным союзом, и в каждом государстве.

Каковы основные достоинства такой системы? Во-первых, это полный переход на электронный документооборот как между самими предпринимателями, так и между бизнесом и государством. Во-вторых, автоматизация бизнес-процессов глобальной цепи поставки и обеспечение прозрачности процессов. В-третьих, налаживание взаимодействия с государственными органами, облегчение и ускорение внешнеторговых операций. И наконец, возможность отслеживать и контролировать прохождение груза и операции с ним. Можно отслеживать каждую транзакцию: вот груз находится у перевозчика, у экспедитора, на складе, на терминале, в обработке у таможенного инспектора. При этом каждому государственному служащему определены нормативы, кто сколько времени должен выполнять свою операцию. Если таможенному инспектору отведено 25 минут, он сделает за 25 минут. Если этот норматив будет превышен, система об этом скажет. Все действия будут протоколироваться. Кроме того, для пользования такой сетью не требуется специального образования - система работает по принципу AS-IS. И можно отметить еще два плюса от внедрения этой сети: декларирование груза без посредника и снижение расходов участников ВЭД на проведение экспортно-импортных операций.

Вопрос докладчику

Участник круглого стола: Каким образом предусмотрена информационная безопасность, которая позволит защитить твой креатив в поисках нового товара, поставщика от возможного... анализа конкурентов? И раз здесь настолько все ускоряется - чтобы они не могли мгновенно принять блокирующее решение? Сергей Гусев: Вопрос понятен, и он состоит из двух частей. Первый - технический. Технически отвечать не буду, потому что достаточно много информационных и программных средств и комплексов создано по защите информации, по защите баз данных. И в Федеральной таможенной службе это тоже используется, и в других министерствах и ведомствах, и в других бизнес-структурах - Firewall (программа для комплексной защиты компьютера от вирусов и других типов вредоносных программ, а также от хакерских атак и спама. - «Ведомости») и т. д. Поэтому все технические методы здесь будут использованы, как и используются в других подобных сетях в мире. Ваш вопрос больше, наверное, нацелен на вторую часть: это государственная база или частная. Так вот, обеспечивать безопасность частной базы гораздо проще и ответственней, чем государственную. Потому что за государственную базу - уж извините меня - никто не отвечает. И вот ее воруют, на рынке она есть... Можно кого-то найти, снять с должности - а она опять на рынке появляется. А здесь - это бизнес. Тот, кто сделал эту сеть, отвечает своим бизнесом, своим рублем - всем. Поэтому она более надежна, чем государственная.