Законодательство: Россия и Беларусь: два антимонопольных мира

Татьяна Игнатовская, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» (SP&P, Республика Беларусь)

Адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Партнеры: Александр Степановский (управляющий партнер), Валерий Папакуль, Татьяна Игнатовская, Андрей Вашкевич, Елена Сапего. В компании работают 23 юриста. Финансовые показатели не раскрываются.

В соглашении «О единых принципах и правилах конкуренции» [Таможенного союза от 9 декабря 2010 г.] предусмотрена обязанность государств создавать и обеспечивать функционирование органа государственной власти, в компетенцию которого, в частности, входит - и далее перечислены все полномочия антимонопольного органа по осуществлению конкурентной политики, развитию конкуренции на товарных рынках и пресечению неконкурентных действий.

В Белоруссии и России антимонопольные органы различаются, как два мира.

Белорусский закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (от 12 декабря 2013 г. - «Ведомости»), который вступит в силу с 1 июля этого года (и этим белорусская сторона якобы считает себя закончившей вопросы гармонизации законодательства), содержит старую норму, которая не предусматривает создания единого антимонопольного органа. Этот вопрос время от времени на уровне правительства и главы государства поднимается, но так и не решен. В некоторых редакциях проекта закона была попытка установить как минимум единый антимонопольный орган, но на последней стадии чтения в парламенте эта норма была исключена. Осталась норма, аналогичная той, что есть в действующем законе 1992 г.: функции по противодействию монополистической деятельности и по развитию конкуренции осуществляются уполномоченными органами государственного управления через соответствующее структурное подразделение на рынках республики и структурами облисполкомов - на областных рынках. На этом можно ставить точку. Это первая проблема для малого и среднего бизнеса и для бизнеса в целом - антимонопольный орган Республики Беларусь абсолютно децентрализован.

Безусловно, под новый закон будут изменены законодательство и подзаконные акты, в том числе в части полномочий антимонопольных органов, но сегодня у нас есть департамент ценовой политики министерства экономики с правами юрлица и [антимонопольные] управления облисполкомов, которые подчиняются председателю облисполкома (в Минске - то же самое на уровне горисполкома). И мы понимаем, что здесь фактически исключено применение статьи [закона] в отношении неконкурентных действий государственных органов. Потому что начальник управления не в состоянии выписать предписание либо другой акт на главу облисполкома или любое другое должностное лицо области. Когда слушался закон, в парламенте не было проекта указа президента о создании антимонопольного органа, а подобная норма не может находиться в проекте закона - таким было обоснование, почему осталась старая норма. И сейчас невозможно прогнозировать, будут или нет какие-то изменения по этой части, хотя бизнес и юристы, которые поддерживают идею развития конкуренции, с нетерпением ждут, что государственная воля будет направлена на то, чтобы антимонопольный орган появился, иначе развитие антимонопольного законодательства невозможно в принципе.

Один конкретный пример. Перед чемпионатом мира по хоккею в нашей стране (проходил с 9 по 25 мая 2014 г. - «Ведомости») у нас прошла... образно говоря... директива, которая выразилась в том, что с прилавков пропало пиво не белорусского производства. Некоторые райисполкомы додумались такое указание написать - им потом сложнее было отвечать перед прессой и гражданами, а в Минске ритейлерам просто позвонили. А потом последовало выступление со стороны министерства торговли: мол, никаких ЦУ от них не было. При этом антимонопольные органы, которые, естественно, знают истинную ситуацию, никаких действий не предпринимают.

Проблема того же малого и среднего бизнеса России и Казахстана, который придет в Белоруссию, будет в том, что предприниматели, зная, что в России работают инструменты антимонопольного регулирования, не смогут их применить в Белоруссии. В районах с городами по 30 000-40 000-50 000 человек они наткнутся на то, что местные органы власти издают документы, предоставляющие определенные преференции [местным участникам рынка]. Хотя вынужденная гармонизация законодательства [с государствами Таможенного союза] идет. У нас в законодательстве о конкуренции многие нормы появляются только потому, что стали частью законодательства единого экономического пространства (ЕЭП).

Ни в одном соглашении в рамках ЕЭП про малый и средний бизнес ни слова не сказано. Нет на уровне ЕЭП вообще унифицированного подхода, который применим для всех стран, - что такое малое предприятие, что считать малым предприятием. Белорусское малое предприятие на территории России или любого ее федерального округа вы даже не заметите, настолько оно будет мало. В то время как российское малое предприятие, придя на рынок Белоруссии, способно повлиять на конкуренцию на любом товарном рынке <...> Я жду, что российский бизнес, приходя в Белоруссию, будет провоцировать применение норм о конкуренции и что инструменты, которые пока непривычны на белорусском рынке, все равно заработают.