Скрытые потери «Мегафона»

«Мегафон» давно не признается, каков уровень оттока абонентов в его сети. «Ведомостям» стала известна эта цифра - около 12% в квартал. Это больше, чем у МТС, но меньше, чем у «Вымпелкома»
М.Стулов/ Ведомости

В первые три месяца 2014 г. «Мегафон» перестал считать активными примерно 12% имевшихся у него российских абонентов, рассказал «Ведомостям» менеджер одного из сотовых операторов. Эту цифру подтвердил сотрудник компании-партнера всей сотовой «большой тройки». Для сравнения: у МТС в I квартале 2014 г. отток составлял 9,1%, у «Вымпелкома» - 17% (см. график). Наименьшие потери - 7,7% за квартал - показала Tele2. Представитель «Мегафона» не комментирует цифры, но говорит, что у компании «наблюдается динамика на снижение оттока».

Уровень оттока колеблется в связи с маркетинговыми кампаниями, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Ключевые показатели для сотового оператора - прибыль и средний счет на абонента (ARPU), уверен он. Сравнивать операторов по уровню оттока не стоит еще и потому, что у них разная учетная политика, добавляет партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский: МТС списывает неактивных абонентов не через три месяца, как ее конкуренты, а через полгода. В результате «Вымпелком» и «Мегафон» отключают в I квартале тех абонентов, которых подключили в декабре, когда действует много акций и спецпредложений, так что отток выходит большой, а МТС - тех, которые не платят еще с августа, когда нет особой маркетинговой активности и отток получается меньший, объясняет Погребинский.

По количеству абонентов и выручке от мобильной связи в России лидером рынка остается МТС, второй - «Мегафон», а замыкает тройку «Вымпелком». Tele2, абоненты которой более лояльны, по этим показателям только четвертая, поскольку пока работает не по всей России - например, ее нет в Москве. Даже после завершающегося сейчас объединения с мобильными активами «Ростелекома» Tele2 останется четвертой. По расчетам аналитиков Райффайзенбанка, в 2013 г. на долю Tele2 и «Ростелекома» вместе пришлось 13% рынка (под рынком имелась в виду выручка крупнейших сотовых операторов).

Выход на рынок нового игрока - совместного предприятия (СП) Tele2 и «Ростелекома» - создает риск того, что отток абонентов у «большой тройки» увеличится, допускает аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина. В «базовом сценарии» абоненты «большой тройки» могут начать переходить к новому игроку, соглашается аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Давать более точные прогнозы невозможно, пока неизвестно, когда именно СП выйдет на рынок и с каким предложением.

«Вымпелком» постоянно анализирует конкурентную ситуацию и учитывает ее в своих действиях, но главный фокус для компании - клиенты, сказала представитель оператора Анна Айбашева. Он стремится создавать для них положительный опыт - повышать качество связи, предлагать выгодные тарифы и услуги, удобный сервис, делать списания прозрачными, защищать абонентов от спама и т. д. Представитель МТС Дмитрий Солодовников не ожидает, что создание четвертого федерального оператора приведет к заметному изменению расстановки сил на рынке: МТС уже конкурирует и с Tele2, и с «Ростелекомом» в разных регионах России - и кое-где их объединение может даже снизить конкуренцию. Не ожидает Солодовников от объединенного оператора и существенно более низких тарифов: в этом случае его выручка не будет покрывать расходов на межоператорские услуги, а долго работать с операционным убытком СП не сможет.

«Мегафон» пока не видит нужды активно готовиться к появлению в Москве четвертого сотового оператора: самостоятельный выход Tele2 в столицу затруднен тем, что у компании здесь нет GSM-частот и получить их неоткуда - они все распределены, объяснял ранее «Ведомостям» заместитель гендиректора «Мегафона» Михаил Дубин. А полноценное покрытие Москвы и области 3G-сетью обойдется крайне дорого, предостерегал он.