Законодательство: Сломать конструкцию «свой - чужой»

Андрей Цыганов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

Я бы охарактеризовал трудности, с которыми столкнутся компании стран, входящих в единое евразийское экономическое пространство, скорее как вызовы. Государству, бизнесу, гражданскому обществу и экспертам нужно понять, какими способами на эти вызовы ответить и как устранить существующие барьеры.

Должен подчеркнуть, что наши рынки пусть медленно и не очень последовательно, но открываются. А открытие рынков означает обострение конкурентной борьбы, означает, что предприниматели будут больше и чаще требовать защиты от государства. И здесь возникает первая сложность, непосредственным образом связанная с деятельностью Федеральной антимонопольной службы.

Существует добросовестная конкуренция - когда я благодаря своим способностям и своим преимуществам побеждаю в конкурентной борьбе. А есть огромное количество случаев нечестной конкуренции - когда я иду к чиновнику, чтобы получить какое-то преимущество. Так что реакция на обострение конкуренции может быть разной: правильная, связанная с развитием рынка, и наоборот - связанная с желанием еще больше защитить себя, в том числе и от конкурентов из стран евразийского экономического пространства.

Вторая тема - конкуренция юрисдикций. Где комфортнее чувствует себя бизнесмен, туда он и пойдет. С формальной точки зрения сейчас не составляет никаких проблем взять деньги в одном месте и вложить их в другом [в другой стране], если там проще законодательство о недвижимости, если там нет ограничений на открытие бизнеса, если там сделать это дешевле, если там проще нанять рабочую силу и она более квалифицированная. Но как это все может быть в реальности?

И здесь я перехожу к третьему вопросу - о барьерах. Я считаю, что есть две важные категории: барьеры административные и барьеры ментальные, которые очень часто сливаются в привычную конструкцию «свой - чужой». Причем везде: во взаимоотношениях между бизнесами России и Белоруссии, Белоруссии и Казахстана, Белоруссии и России (при этом сами бизнесмены могут прекрасно дружить); она проявляется и в региональном законодательстве, и в действиях региональных властей с подачи местных предпринимателей (несмотря на 20 лет упорной и непримиримой борьбы с региональным сепаратизмом в РФ).

Несколько лет назад в ходе большой конференции по ведению бизнеса представители Российского союза промышленников и предпринимателей рассказали о результатах исследования региональных барьеров. Результаты опроса показали, что значительная часть предпринимателей на вопрос «Готовы ли вы развить свой бизнес за пределами своего субъекта РФ?» ответила отрицательно.

О чем же тогда говорить, когда ты приходишь в другую страну, с другими законами, с другими порядками и, что греха таить, с другим менталитетом. Потому что в Белоруссии, России и Казахстане социально-экономическая структура разная. Об этом, наверное, тоже не надо забывать, когда принимаешь решение об инвестициях. Если ты, к примеру, захочешь открыть ресторан в Алма-Ате, может просто не получиться. Не знаю почему - может, к электричеству будет трудно подключиться, может, санитарная служба будет чаще приходить к тебе, чем к твоему соседу, или еще что-то пойдет не так. Поэтому думаю, что Евразийской экономической комиссии, да и национальным правительствам государств - членов [Евразийского экономического] союза понадобится много времени, чтобы проблему регионального и национального сепаратизма, проблему «свой - чужой» постараться решить хотя бы в целом.

В чем она проявляется? Прежде всего в скрытом субсидировании. В национальных законодательствах наших стран есть определенные (иногда достаточно жесткие) ограничения на предоставление тех или иных субсидий компаниям, действующим на рынке. В российском законодательстве это нормы, которые касаются государственных преференций, государственной помощи. Они появились несколько лет назад и сейчас достаточно активно применяются. Кроме того, мы связаны еще и членством в ВТО. То есть возможностей для безоглядного субсидирования производителей у России стало значительно меньше, чем было раньше. Большой раздел в будущем союзном договоре посвящен промышленным и сельскохозяйственным субсидиям, где эти вопросы регламентируются достаточно подробно (сейчас действуют специальные соглашения). И Евразийская экономическая комиссия должна внимательно следить, чтобы эти субсидии давались в соответствии с прописанными в законодательстве принципами. Самое главное - внимательно следить, не ограничивается ли конкуренция на нашем едином рынке, не ставятся ли одни компании в преимущественное положение по отношению к другим.

В силу того что правоприменительная деятельность Евразийской экономической комиссии в области субсидий только-только началась, говорить о каком-то большом опыте еще рано. Лишь единичные дела дошли, например, до суда «Евразэс», где по ним приняты решения. Некоторые - не в пользу России. Мы с этим соглашаемся, потому что суд «Евразэс» является конечной инстанцией. И в российской практике уже были случаи, когда правительство вносило изменения или отменяло свои постановления, которые противоречили общим принципам поддержки промышленных предприятий на нашем едином рынке.

Еще одна важная тема - доступ предпринимателей из соседних стран единого экономического пространства к государственным закупкам. Сейчас нормы, которые касаются равенства участия в госзакупках, очень сильно перемешаны. Хотелось бы, чтобы условия, на которых в торгах по госзакупкам в России участвуют предприятия из Белоруссии и Казахстана, были максимально приближены к тем, которые установлены для российских предприятий.

Еще одна тема - сохранение на национальном уровне государственного регулирования цен на отдельные товарные группы. Перечень товаров, к которым государства могут применять регулирование цен, определен в соглашении об общих принципах и правилах конкуренции, которое действует сейчас. К сожалению, при подготовке к подписанию [союзного] договора мы видим тенденцию к расширению этого перечня, к тому, чтобы туда включались все новые товары. Совершенно ясно, что любое ограничение цен со стороны государственных органов - это барьер для предпринимательской деятельности. Барьер, который искажает систему издержек и прибылей.

Сейчас в России, Белоруссии, Казахстане существуют три антимонопольных органа. Сфера конкуренции - одна из немногих областей в едином экономическом пространстве, где часть функций по применению норм и правил конкуренции передается на наднациональный уровень. И департамент по конкуренции Евразийской экономической комиссии после завершения определенных административных процедур будет самостоятельно применять антимонопольное законодательство. В настоящее время действуют нормы соглашения об общих принципах и правилах конкуренции, которые включают в себя и процедуру рассмотрения дел, и размер административных штрафов, которые будут налагаться на виновные хозяйствующие субъекты и должностных лиц в случае нарушения законодательства. В самое ближайшее время эти нормы должны без серьезных изменений перекочевать в отдельную статью союзного договора и в большое подробное объемное приложение к ней (где будут содержаться вопросы процессуального характера, связанные с применением антимонопольного законодательства).

В последнее время мы прикладываем много усилий, чтобы гармонизировать законодательства наших стран и, самое главное, обеспечить единство правоприменения. Хотя ситуация здесь достаточно сложная. Существует модельный закон о конкуренции, принятый на Высшем совете ЕЭП в прошлом году. Создан специальный состав суда «Евразэс», на который возложено рассмотрение споров, касающихся проблем применения законодательства о конкуренции. Создана практически вся нормативная база вторичного уровня, необходимая для того, чтобы Евразийская экономическая комиссия могла самостоятельно применять антимонопольное законодательство ЕЭП. И я думаю, что, как только будет поставлена последняя точка - утверждение Высшим экономическим советом соглашения о порядке обмена конфиденциальной информацией, - комиссия станет самостоятельным субъектом, применяющим антимонопольное законодательство. Уверен, что после утверждения этого соглашения год-два пойдут на определенную притирку. На то, что в судах будет обжаловаться правомочность принятия того или иного решения тем или иным органом; что крупные предприятия неизбежно воспользуются конкуренцией юрисдикций и будут смотреть, где им лучше и удобнее рассматривать дело - то ли в национальном органе одной из наших стран, то ли в Евразийской экономической комиссии.

Мне кажется, это основные серьезные вызовы, которые ждут нас в ближайшем будущем, когда будет принят союзный договор или когда Евразийская экономическая комиссия как исполнительный орган, который будет реализовывать этот договор, заработает в полную силу.