Гражданское общество: Доброе имя - посмертно

У прокуратуры остается один день, чтобы воспользоваться правом на обжалование приговора Невского районного суда в Санкт-Петербурге. И если за сегодняшний день они не оспорят решение судьи Татьяны Михайловой, то ее приговор вступит в законную силу и Никита Леонтьев будет официально и навсегда признан невиновным в грабеже группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, не опасного для жизни.

Правда, порадоваться или хотя бы вздохнуть с облегчением Никита не сможет, потому что уже два года как мертв. Он погиб в январе 2012-го от побоев пьяных полицейских, которые потом, объясняя задержание, обвинили его в уличном грабеже. На похоронах Никиты его мать Ольга Леонтьева поклялась восстановить доброе имя сына и не дала закрыть дело по нереабилитирующим обстоятельствам. Процесс шел несколько месяцев и, казалось, не кончится никогда. Но она верила в победу.

Как часто за последние несколько лет я ожидала услышать от судьи решение оправдать. Я ждала, что оправдают Владимира Макарова, обвиненного сначала в насильственных действиях сексуального характера, а потом в развратных действиях в отношении собственной дочери, - потому, что не было ни одного прямого доказательства его вины, и потому, что многие уважаемые эксперты однозначно опровергли более чем спорные первоначальные выводы своих коллег. Но Макарова посадили - сначала на 13 лет, потом уменьшили срок до пяти. Потом мы с коллегами надеялись, что Верховный суд оправдает ивановского журналиста Андрея Сиднева, осужденного на 18 лет за убийство, которого он, судя по всему, не совершал, а присяжным представили сфальсифицированные доказательства. К тому же человек, который его оговорил, признался в этом на Первом канале и даже попросил прощения. Но Верховный суд отказал, и единственная надежда Андрея, отсидевшего уже 13 лет, - помилование.

Виновными в жестоком избиении солдата-срочника судья признал двух офицеров, которые в момент совершения преступления находились за 800 км от места его совершения в компании многочисленных свидетелей - алиби не помешало отправить их в колонию строгого режима на 5 и 6 лет. Виновными признавали и мертвых - например, замученного в сизо юриста Сергея Магнитского и погибшую в ДТП с участием автомобиля вице-президента «Лукойла» на Ленинском проспекте Ольгу Александрину.

Мама Никиты Леонтьева все это знала и все равно боролась.

Все эти 10 дней, прошедшие после объявления ее сына невиновным, говорит Ольга, она пытается найти слово, описывающее ее состояние. «Не то что пришел покой. Покоя не пришло, а наступило... слово я пока это еще не придумала».

Полгода назад, когда мы обсуждали с Ольгой, зачем она настояла на этом процессе, она объясняла это тем, что ровесники Никиты, начиная взрослую жизнь, должны узнать, что с несправедливостью надо бороться. Наверное, не только ровесникам Никиты будет полезен пример борьбы за человеческое достоинство. За правду. За честное имя. Когда уже кажется, что победить систему невозможно. Когда понимаешь, что близких все равно не вернуть. Когда непонятно, откуда брать силы.