Фонд без фонда

В России появился фонд, совмещающий элементы прямых инвестиций и клубных сделок. Управляющие не верят в успех такого формата

Управляющий партнер First Nation Societe Bancaire и бывший управляющий активами ОПК Сергея Пугачева Ян Яновский и совладелец и президент ресторанного холдинга TableTalk и совладелец юридической фирмы «Седов Ямпольский» Дмитрий Ямпольский рассказали «Ведомостям», что зарегистрировали фонд прямых инвестиций W1 Partners. Особенность фонда в том, что он позволяет делать портфолио для каждой сделки, не создавая отдельную компанию, пояснил Яновский: у инвесторов есть выбор, вкладывать в проект или нет, и они несут не общие риски, а только по тем сделкам, в которые вошли.

Планируемый размер фонда он не назвал, по его словам, у фонда есть пул инвесторов и несколько инвестиций уже сделано. «Мы ориентируемся на русскоговорящих инвесторов, готовых в среднем вложить порядка $10 млн в перспективе двух лет», - говорит Яновский.

Главный исполнительный директор «Дойче банка» Павел Теплухин не смог припомнить таких структур. По его мнению, они противоречат философии прямых инвестиций: инвестор должен быть отделен от принятия решения, но зато иметь право оспорить его в суде. «Близки к этой модели клубные фонды - такой фонд есть в любом инвестбанке, и мы долго его использовали в «Тройке диалог», пока не поняли, что он нерабочий», - говорит Теплухин.

«Клубные фонды - наиболее простой способ заявить о себе как об игроке инвестиционного рынка, так как в них отсутствуют жесткие требования по соинвестированию и разделению рисков», - объясняет управляющий партнер iTechCapital Глеб Давидюк. По его мнению, такая модель значительно упрощает привлечение капитала, но делает достаточно сложным корпоративное управление: «Когда сумма сделки превышает возможности нашего фонда, я тоже привлекаю соинвесторов, и такие сделки вполне можно назвать клубными. Однако иметь целый портфель клубных сделок - невероятно сложная задача, так как предполагает специальные договоренности с каждым из участников сделки, не считая потенциальных конфликтов интересов».

«Это не фонд, а, по сути, бутик - каждая сделка предлагается инвесторам с нуля, - говорит управляющий партнер NRG Александр Аболмасов. - Это обычно кончается либо первой сделкой, либо управляющим в какой-то момент приходится закрывать сделку за свой счет и самим входить в проект».