Робкие пробы молодых

Открылись три первые выставки Московской биеннале молодого искусства. Несколько работ запомнились, одна тенденция заинтересовала
Вентиляторы - часть социально значимого проекта Замира Сулейманова, а не для красоты крутятся/ А. Махонин/ Ведомости

Первые три выставки молодежной биеннале называются «Стратегический проект», но не станем придираться к словам и требовать их осмысленного употребления - приходится быть снисходительными. Как правило - а московская молодежка проходит в четвертый раз, - здесь появляются не дерзкие прорывы, а подражательные, ученические, вторичные сочинения. Что тому причиной, сказать не берусь - возможно, подавая заявки, художники выбирают понятные и проходные работы, наверное, в искусстве сейчас не время перемен. Понятно только, что нет в том вины отборщиков и кураторов, заинтересованных именно в необычном, свежем, дерзком.

В Московском музее современного искусства (в Ермолаевском переулке) расположены пять национальных выставок, и тут хорошо видно, насколько национальное деление интернационального искусства неизбежно. Хотя и подвергается сегодня дружному осуждению. Азербайджанская, пакистанская и таиландская выставки фиксированы на особенностях своей страны. В первом случае это скорее тактика куратора, объясняющего каждое произведение как критику местных традиций и предрассудков. Особенно обсуждается проблема дискриминации девушек и девочек, чьему рождению никто, оказывается, не рад. Так что банальные фотографии недоодетых девиц, скрывающих свое лицо, надо считать обличением жестоких нравов, не читая экспликации, можно подумать, что девчонки просто стесняются не вполне удачных ножек и животиков.

Таиландские молодые художники делают свое видео в духе победившего четыре года назад на Каннском кинофестивале фильма Апичатпонга Вирасетакуна - у них действуют духи и умершие родители. Но бедно, конечно, снято. На пяти выставках в Ермолаевском запомнились две работы, в сущности графические: пакистанец Садджат Ахмет в светящуюся надпись Consumed вводит изображение подошедшего зрителя. На украинской, самой мастеровитой экспозиции так же просто, но еще и грустно видится светящаяся на экране надпись Soon, где две буквы посередине заменены знаком бесконечности, - чистая работа Игоря Окунева. Еще порадовало, что в самой свободной, а не «как надо» чешской выставке есть вполне фигуративная, но со странностями живопись Ондржея Рубика.

На выставке в Государственном центре современного искусства «Мечтающие машины» пустовато, экспонатов явно не хватило, чтобы заполнить зал, но работы приятные. Мне понравилось вполне традиционное видео в сопровождении стихов Александры Аникиной. Но общее внимание публики было отдано стеклянному кубу с цветами и очистителем воздуха. Кореец Санг Джин Ким демонстрирует, что тупой машине все равно - уничтожать цветочное благоухание или гниль, в которую цветочки превратятся к концу работы биеннале.

Третья площадка биеннального «Стратегического проекта» - универмаг «Цветной». После открытия выставочного зала в ЦУМе это не должно никого удивлять. Искусству в храме модной торговли выделено немного места на четвертом этаже, можно сказать, что закуток. Но не думаю, что в умах молодежи современное искусство занимает больше места, хотя именно выставка Error Message максимально приближена к жизни. Настолько, что произведения современного искусства здесь обнаруживаются с трудом. Трудно ведь принять за них мониторы с изображением сбоя в программе. Тем не менее такие экраны и есть наша сегодняшняя повседневность. Выставка представляет новое направление - глич-арт. Выставку в «Цветном», думаю, следует оценивать как пробу пера, вернее мышки. Ничего мне на ней не показалось, хотя зависать над экраном многим привычнее, чем над картиной. Картину сразу хочется сфотографировать, как и природу. Так что не исключаю, что глич-арт с этим массовым неврозом экранного видения поборется.