Новые задачи: Система оказалась умнее человека

Петр Асратян, программный директор «Леруа Мерлен Россия»

Я пришел в «Леруа Мерлен» в 2009 г. в качестве IT-директора. За два года пришлось вытащить компанию из каменного века в век ну как минимум железный. По крайней мере высшее руководство узнало, что можно получать электронную почту на мобильное устройство и что есть WiFi. Поскольку я довольно долго настаивал на том, что наши бизнес-операции организованы не очень хорошо, руководство тоже поняло, что надо что-то делать, что-то менять, и я возглавил программу модернизации наших информационных систем. То есть наш бизнес вышел на тот уровень зрелости, когда экстенсивный рост (т. е. втрое больше магазинов - и будешь молодец) нас не удовлетворяет. Мы хотим увеличить свою долю на рынке, в том числе в тех местах, где уже присутствуем.

ООО «Леруа Мерлен Россия»

Ритейлер (товары DIY). Владелец - французская Groupe Adeo (основной акционер - Семейная ассоциация Мулье, L'Association Familiale Mulliez). Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): выручка - 72,1 млрд руб., чистая прибыль - 3,4 млрд руб.

В Москве и Московской области живет около 20 млн человек. Из них нашими клиентами являются только 2,5 млн, т. е. 12,5% населения. Мы провели опрос среди клиентов: что является сдерживающим фактором? Они говорят: «Неохота ехать, потому что далеко; потому что пробки и потому что ваш товар тяжелый и неудобный в транспортировке».

У нас есть два основных направления развития бизнес-стратегии: это развитие every day low price и развитие как раз онлайн-торговли. То есть мы наш единственный канал коммуникации с клиентом, а именно: «приезжайте к нам, у нас огромный магазин, и мы вас там отлично обслужим, и будет все с иголочки» - мы эту концепцию меняем. Мы говорим, что вы можете приехать к нам в магазин, а еще вы можете купить товары у нас на интернет-сайте. (В будущем, естественно, мы станем отслеживать и клиентскую активность, и поведение покупателя в социальных сетях. Сейчас мы находимся на стадии написания нашей онлайн-канальной стратегии.)

Вернусь к первом пункту - every day low price, низкие цены каждый день. Этот экономический концепт изобретен в 1962 г. и был впервые применен компанией Walmart в США. В любой день, когда бы покупатель ни приехал, ему будет предложен один и тот же товар по примерно одной и той же цене, причем самой низкой на рынке. Это достаточно просто с точки зрения декларации, но очень сложно с точки зрения организации. Потому что, если вы говорите, что у вас самая низкая цена на рынке и товар должен быть постоянно представлен в магазине, вам необходимо управление себестоимостью организовать таким образом, чтобы себестоимость товара была минимальна, а для этого нужно сильно оптимизировать цепочку поставок.

При этом у нас большие стратегические планы по расширению бизнеса. Сейчас у нас 28 магазинов, а к 2018 г. мы хотим увеличить их количество примерно до 90.

И в этих реалиях ценность управляемой цепочки поставок становится очень высокой. Если ты не умеешь ею управлять, то в конце концов начинаются проблемы. Потому что у нас маржа очень маленькая: прибыль мы получаем за счет оборота при огромном количестве покупателей.

Хочу проиллюстрировать, как формируется себестоимость. Представим себе, что мы купили в Китае товар за 100 руб. Его грузят в контейнер, доставляют в порт, фрахт судна, таможня, везут на склад, разгружают, и вот он поехал в магазин. Без знания себестоимости всех операций, точнее того, как они отражаются на себестоимости единицы товара, мы очень легко утонем. Раньше было так: закупщики видели цену, которая получалась у нас в Китае, - 100 руб. Накидывали, скажем, 20%. Товар приезжал по факту по 149 руб., а продавали мы его по 120 руб., теряя по 29 руб. на каждой единице. Сейчас мы заставили нашу систему все считать очень точно. То есть мы закупили товар, погрузили его в контейнер (причем он не один там лежит, там их 50 видов), мы знаем, сколько стоит перевезти полный 40-футовый контейнер. У товара есть единица измерения, весогабаритные характеристики, весит он столько-то граммов, столько-то сантиметров в длину, ширину, высоту. Считаем долю этого товара по весогабаритным характеристикам во всем контейнере по отношению ко всему товару и на эту долю умножаем стоимость перевозки контейнера. Смотрим - прибавилось 5 центов. Отлично, значит, этот товар стоит 100 руб. + 5 центов по текущему курсу (система держит в себе все курсы валют на дату операции, которую мы в нее ввели).

Кроме того, в системе у нас фактически есть финансовый партионный учет. Представьте, приехала к нам, скажем, 10 мая партия какого-то товара. А 15 мая пришла партия точно такого же, только себестоимость почему-то выше. И тут система, которая позволяет отслеживать все отдельные операции, показывает, что, например, перевозчик поднял тариф, не предупредив нас заранее. То есть эта система - вещь очень интересная, сложная и при этом абсолютно уникальная. Я изучал рынок, есть ли такие примеры, когда себестоимость разбита на 24 компонента, - найти не удалось.

В качестве основы для системы мы выбрали решение Oracle, и нам очень помогла компания Accenture. Проект был совершенно колоссальный, в нем было задействовано 260 человек, объем проектной документации составил 165 Гбайт, и работали мы над ним 1,5 года. Созданием этой системы мы заложили базис для дальнейшего развития как минимум на ближайшие несколько лет. И на нем мы будем строить концепции продаж и с точки зрения every day low price, и с точки зрения omni-channel торговли. Скажу, что система (и вообще решение) оказалась умнее, чем человек, потому что она содержит в себе огромное количество всякой информации, к которой люди еще не знают, как подступиться и как использовать.

Поэтому вторая часть Стратегии модернизации информационных систем - реализация стратегии BI. Мы сейчас выбираем большое BI-решение, которое позволит все данные, которые у нас накопились, красиво визуализировать. Естественно, все это включает работу с большими данными. И при реализации стратегии omni-channel мы будем менять решения для магазинов и внедрять все, что касается электронной торговли, торговли через мобильные устройства, социальные сети и т. д.