От редакции: Свободная нефть

Eddie Seal/ Bloomberg

Решение министерства торговли США о смягчении запрета на экспорт нефти - один из тех малозаметных шагов, которые оказываются важными историческими вехами. Формально речь идет не об отмене запрета, а о признании минимально обработанной сверхлегкой нефти (газового конденсата) нефтепродуктом, экспорт которого по действующим правилам возможен.

Запрет на экспорт сырой нефти из США был введен в середине 1970 г., после энергетического кризиса, вызванного обострением отношений между арабским миром и союзниками Израиля в ходе войны Судного дня 1973 г. Арабские страны, входящие в ОПЕК, объявили эмбарго на поставки нефти в США и Европу. Непосредственным результатом эмбарго стал четырехкратный рост цен и скачок инфляции. Америка вынуждена была выработать механизмы, позволяющие обезопасить свой энергетический сектор от таких неожиданностей, что привело к созданию стратегического нефтяного резерва и введению запрета на экспорт необработанной нефти. В долгосрочной же перспективе кризис пошел на пользу США. Он способствовал расширению геологоразведки, развитию технологий добычи и консервации углеводородов, использованию возобновляемых источников энергии, а экономику научил лучше справляться с инфляцией. Сланцевая революция, таким образом, также одно из долгосрочных последствий кризиса.

Бум сланцевой добычи в США (за последние два года объем добычи конденсата вырос втрое до 1,2 млн баррелей в сутки) привел к тому, что цены на сверхлегкую нефть резко упали (сейчас она стоит на $10 дешевле нефти традиционных сортов), сделав крайне выгодным для производителей ее экспорт.

Первые поставки могут начаться в августе и уже к началу следующего года, по оценкам Брукингского института, могут достигнуть 700 000 баррелей в день (это в 2,5 раза больше даже рекордно выросшего экспорта в Канаду). По мнению представителей индустрии, разрешение на продажу газового конденсата - пробный шар, предвещающий полную отмену эмбарго, на которой настаивают многие американские производители.