Трансформеры и печенье мадлен

Глядя фильмы Московского международного кинофестиваля, можно легко почувствовать себя ребенком - а иногда и вспомнить то, о чем знал в двухлетнем возрасте, но потом прочно забыл
«Мой Аттила Марсель» - игровой дебют Сильвэна Шоме, автора «Трио из Бельвиля»/ outnow.ch

Фильм «Трансформеры: Эпоха истребления», казалось бы, плохо вписывается в контекст кинофестиваля, по определению посвященного авторским фильмам. Но, с другой стороны, Майкл Бэй, разумеется, и есть автор, а не наемный рабочий, производящий безликую голливудскую штамповку. Его почерк можно считать прекрасным или отвратительным, но его ни за что не спутаешь с почерком другого кинематографиста; и то, что он снимает эпические боевики для детей за $200 млн, а не бергмановского толка драмы, не должно никого смущать. Ну вот такая природа таланта у человека. Дух дышит, где хочет.

Другой вопрос, что у Бэя, автора великих фильмов «Скала» и «Армагеддон», семь лет назад коготок увяз в «Трансформерах» - и с тех пор он не может выкарабкаться из этой франшизы. В четвертом фильме уже нет Шаи Лабафа (молодой человек устал взаимодействовать перед камерой с несуществующими роботами, а зрители и режиссер устали от молодого говорливого человека, у которого во вторых и третьих «Трансформерах» был такой вид, словно его вот-вот стошнит от отвращения к материалу). Теперь герой - Марк Уолберг, он старше Лабафа лет на десять, он умеет стискивать зубы и держать себя в руках, когда по режиссерской задумке надо пучить глаза, вопить и уворачиваться от груд живой стали. Он взрослый, у него даже есть нежно любимая 17-летняя дочь, источник бесконечных мучений и проблем.

Новостей в четвертом фильме немного. У трансформеров, оказывается, есть геном (ну да, они металлические - но у металла, по мнению Бэя, тоже бывает ДНК, а еще бывает душа, все в страшном порядке). Предатели-люди, тщательно их изучив, пришли к выводу, что могут делать трансформеров сами, так что старые им больше не нужны. Ну то есть это так поначалу кажется - потому что в финальной битве, разворачивающейся в Китае, без главы хороших трансформеров-автоботов Оптимуса Прайма никак не обойтись.

Первый из тех примерно трех часов, что идут новые «Трансформеры», практически невыносим, но потом Бэя начинает нести. Он, один из самых визуально ориентированных современных режиссеров, человек, каждый кадр из ранних фильмов которого впечатывался в память насмерть, вновь создает на экране то, для чего можно подобрать русское слово «величие», но хочется французское (и английское) grandeur. От всех этих бессмысленных схваток летающих, грохочущих, превращающихся в автомобили, потом рассыпающихся в пыль и собирающихся вновь трансформеров челюсть отваливается, ты за ними наблюдаешь как ребенок, не в силах отвести взгляд от экрана. Но Бэю все равно хочется пожелать, чтоб он наконец отвел от этого металлолома взгляд и занялся чем-нибудь другим. Снял бы новую «Скалу» наконец. Он, конечно, в своем творчестве всегда рассматривал людей как неживые, металлические, тупые (хотя иногда смешные) объекты, но все-таки умел с ними управляться - и вот честно, жаль, что он нас на тачки променял.

«Трансформеры» выходят в широкий российский прокат сегодня. Как и еще один фильм, французский «Мой Аттила Марсель». Его режиссер Сильвэн Шоме пытается залезть на территорию, освоенную его соотечественниками Жан-Пьером Жёне и Мишелем Гондри. И казалось бы, у Шоме есть на эту территорию, полную безумств, развлечений и необузданной галльской фантазии, VIP-проходка - он в конце концов один из самых выдающихся европейских аниматоров, автор «Трио из Бельвиля» и «Иллюзиониста». Но «Аттила Марсель», его первый полнометражный игровой фильм, к сожалению, неудача; не катастрофический, но все-таки провал.

Это история про 33-летнего пианиста, робкого девственника, который онемел в два года, когда умерли его родители. По счастью, ему на пути встречается женщина по фамилии Пруст, за небольшие деньги проводящая невероятный сеанс психотерапии с применением ядовитых трав, спаржи и, разумеется, пирожных мадлен. Благодаря всему этому наш пианист заставит свою память показать все, что скрыто, - и, вы не поверите, научится говорить.

Все это невероятно предсказуемо и довольно тоскливо. Игры с именем Марсель, фамилией Пруст и пробуждающими воспоминания печеньками президенту Франции следовало бы уже запретить законодательно, потому что иногда это выглядит совсем неприлично. Но никто на этом «Аттиле», конечно, не умрет - в зале «Октября» многие искренне аплодировали, сочтя, судя по всему, фильм Шоме чудесным развлечением. Ну и флаг им (а также Сильвэну) в руки.