Вопросы к прослушке

Совет Федерации со второй попытки лишил неприкосновенности члена верхней палаты Константина Цыбко. Этот случай заставил сенаторов задуматься о том, кто и как их прослушивает
Константин Цыбко уверен в своей невиновности/ Антон Новодережкин/ ИТАР-ТАСС

Совет Федерации на заседании в среду снял неприкосновенность с сенатора от Челябинской области Константина Цыбко. Это первый случай, когда уголовное дело будет возбуждено против действующего представителя верхней палаты парламента (см. врез), и принять решение его коллегам удалось лишь со второй попытки: на предыдущем заседании 18 июня вопрос после продолжительной дискуссии был отложен. На этот раз сенаторы проголосовали за снятие неприкосновенности подавляющим большинством голосов (136 - за, пять - против, еще девять воздержались). Снятие иммунитета позволит Цыбко пользоваться всеми правами, предоставленными ему в уголовном процессе, пояснил председатель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас: тогда дело можно будет быстро расследовать и закрыть за отсутствием состава преступления. «Мы не можем не дать разрешения - в ином порядке, кроме как возбудив уголовное дело, невозможно решить вопрос», - поддержал коллегу сенатор от Тамбовской области Евгений Тарло.

Следственный комитет считает, что в период с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. Цыбко получил от жителя Челябинской области не менее 18 млн руб. за помощь в его назначении на должность главы администрации Озерского городского округа. Также следствие полагает, что в 2012 г. сенатор получил от предпринимателя взятку в 10 млн руб. за «оказание общего покровительства при реализации бизнес-проектов в регионе». Сам Цыбко утверждает, что ни в чем не виновен и стал жертвой борьбы губернатора с силовыми структурами.

Цыбко был делегирован в Совет Федерации в 2011 г., когда Челябинскую область возглавлял Михаил Юревич, отправленный в отставку в январе этого года на фоне многочисленных коррупционных дел, в которых оказалось замешано руководство области.

Судя по ходу дебатов, сенаторов более всего обеспокоил тот факт, что телефонные переговоры коллеги прослушивались: из представленных им материалов следует, что в 2012 г. правоохранительные органы получили разрешение на контроль переговоров Цыбко не в связи с совершением какого-либо преступления, «а просто решили послушать», недоумевал Тарло. Представитель Владимирской области Антон Беляков попросил председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева «дать правовую оценку» тому факту, что решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, пользующихся неприкосновенностью, выносят районные и городские суды. Лебедев предложил передать такое полномочие Верховному суду - «с учетом высокого статуса члена Совета Федерации», и сенаторы проголосовали за протокольное поручение о подготовке соответствующей инициативы.

Источник в комитете Госдумы по законодательству говорит, что вопрос об иммунитете парламентариев от прослушивания уже поднимался в нижней палате, когда обсуждалось снятие неприкосновенности с депутатов: ситуация, когда переговоры статусного лица перехватывают через его подчиненных, достаточно типична. Но есть решение Конституционного суда, который указал: если в ходе оперативно-розыскных мероприятий получены данные о совершении преступления, иммунитет не может стать препятствием для расследования. Впрочем, нет серьезных препятствий для того, чтобы законодатель попытался разрешить эту коллизию, заключает собеседник «Ведомостей».

Городские и районные суды санкцию на прослушивание не дают, только суды уровня региона, в которых есть секретная часть, уточняет адвокат Владимир Жеребенков. Он не видит смысла передавать такую функцию в Верховный суд: по-другому рассматривать такие запросы там не станут, разве что утечка информации более вероятна - если в облсуде разрешения на оперативно-розыскную деятельность выдают пачками, то в Верховном каждый запрос как на ладони. У сенаторов и так достаточно неприкосновенности, «скромнее надо быть», заключает адвокат.