Выбор среднего


Объявление итогов конкурса на разработку архитектурной концепции развития Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина не прояснило, каким будет к 2020 году музей и свято для московской истории место вокруг него, где стоят все 27 прилегающих к нему строений. Приятная новость только, что ни одно из них не пострадает и останется на своем месте - даже древняя автозаправка.

Проект-победитель, предложенный бюро Юрия Григоряна «Проект Меганом», одержал победу, как заметили члены жюри (директор Пушкинского Марина Лошак и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов), в том числе благодаря сохранности всех исторических зданий и развалин. Еще среди достоинств победителя были отмечены тактичное отношение к городскому контексту и общее пластическое решение, связывающие воедино весь музейный комплекс. Более радикальный и яркий проект из трех допущенных к закрытому конкурсу показало бюро Сергея Скуратова, но он не только предполагает частичную очистку территории, но и большие подземные пространства. А это, по замечанию Кузнецова, и дорого, и сложно, а также противоречит провозглашенной мэром столицы политике открытых пространств.

Что же не устроило жюри в проекте ТПО «Резерв» (руководитель Владимир Плоткин), не вполне понятно. Лошак назвала его самым интеллигентным и тонким, к тому же «сохраняющим каждое деревцо». Однако обещано, что все самое лучшее из этого нежнейшего проекта будет учтено архитектором-победителем, оказавшимся не слишком брутальным и не чрезмерно интеллигентным.

По представленной графике трудно представить, как новый музейный комплекс будет смотреться в городе. Вот пресловутую заправку поставят под стеклянный колпак, некоторые постройки прикроют стеной, по картинке - полупрозрачной. Но такой ли она будет, неизвестно, Кузнецов сказал, что именно к этим стенам много претензий. Будем надеяться, что замечания не съедят образа и что все, от кого зависит будущая реконструкция музея, отнесутся к своей работе самоотверженно и честно. Ведь все они москвичи, а не равнодушный к Волхонке Норман Фостер.