ЦБ пристально вглядится в пенсии

Негосударственным пенсионным фондам предстоит пережить первую проверку Центробанка. На каждый НПФ, вступающий в систему гарантирования накоплений, регулятор потратит не меньше месяца
Ревизоры из ЦБ заглянут в портфель каждого управляющего пенсионными накоплениями/ С. Портер/ Ведомости

Перед принятием в систему гарантирования накоплений частные пенсионные фонды ждет тотальная проверка регулятора. Вчера об этом заявили на закрытой встрече с участниками пенсионного рынка директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Филипп Габуния и замруководителя главной инспекции Банка России (ГИБР) Иван Козлов. О содержании встречи «Ведомостям» рассказали несколько ее участников.

Предполагался просто методический семинар о том, как будут проводиться проверки и как к ним готовиться, делится председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.

Однако, по рассказам участников встречи, в результате планы ЦБ по поводу проверок существенно превзошли ожидания. «ГИБР намерена проводить выездные проверки каждого фонда, претендующего на вступление в систему гарантирования. В среднем проверка одного фонда, как предполагается, будет занимать около 150 человеко-дней - т. е. если, например, около 30 дней при пяти проверяющих», - рассказывает один из них, признавая, что для рынка такой серьезный настрой регулятора - проверять все на месте - был «несколько неожиданным».

«Степень плотности проверки будет зависеть от качества фонда, но обычно она длится месяц», - уточнил слова представителей ЦБ Угрюмов.

При вступлении в систему гарантирования для НПФ установлено шесть обязательных критериев. Регулятор проверит адекватность раскрытия информации об акционерах, качество управления - наличие в НПФ системы внутреннего контроля и риск-менеджмента, инвестиционную политику - в частности, по какому принципу фонды отбирают управляющих. Но главное - НПФ надо доказать достаточность собственных средств и адекватность активов.

«Перед принятием НПФ в систему гарантирования ЦБ должен убедиться, что объема его активов и имущества, оцененного по рыночной стоимости, достаточно для покрытия обязательств - вероятно, некоторым фондам придется компенсировать потери, полученные от падения рынка уже в этом году, регулятор не разъяснил пока этот вопрос», - говорит один из участников совещания.

«В целом у любого фонда надо проверить правильность бухучета, наличие активов, качество управления ими и соблюдения нормативов по управлению - хотя это и так под жестким контролем, - риск-менеджмент, противодействие отмыванию, систему внутреннего контроля и качество учета», - перечисляет президент НПФ «Сберфонд РЕСО» Андрей Неверов. Если речь идет о столь длительной проверке, то, возможно, будут параллельно проверять инвестиционный процесс, в том числе в управляющей компании, и, может быть, запрашивать спецдепозитарий, считает он.

«Многие фонды законно работают через пенсионных администраторов, среди них есть несколько крупных, т. е. всего перечисленного в самом фонде просто нет и потребуется проверять стороннюю компанию, - отмечает Неверов. - Наконец, крупные корпоративные программы начинались еще с 90-х, а там были и назначения, и выплаты, и частичные расторжения: представьте, например, программу РЖД - ее и за два месяца не проверить».

При таком объеме проверок разумный выход - внимательно изучить только крупнейшие фонды, полагает президент НПФ «Лукойл-гарант» Сергей Эрлик. «Из 92 фондов 39 подали заявление на акционирование, и в этих фондах 96% средств пенсионных накоплений», - согласен Угрюмов.

Участники рынка полагают, что к этой кампании подключатся специалисты Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - тем более что отвечать за результат проверок и выплачивать деньги участникам принятых, но оказавшихся ненадежными фондов придется именно ему. Однако, по словам заместителя гендиректора АСВ Андрея Мельникова, корпорация не планирует помогать ЦБ.