От редакции: Инфляция рейтинга

Денис Абрамов/ Ведомости

Рекордный за время третьего срока рейтинг одобрения деятельности президента Путина на самом деле не рекордный для политика Путина: по данным «Левада-центра», в июне 2014 г. рейтинг составил 86%, но после войны с Грузией в 2008 г. рейтинг премьера Путина достигал 88%. Сейчас можно заметить, впрочем, что тот успех Путина обошелся и власти, и стране дешевле и вызвал меньше негативных последствий во внешней и внутренней политике.

Вероятно, в 2008 г. Россия потратила больше средств на саму военную кампанию, но суммы, в дальнейшем перечислявшиеся Абхазии и Южной Осетии, на порядок меньше, чем теперь будет стоить России Крым. Министр экономического развития Алексей Улюкаев оценивал расходы на Крым в 130 млрд руб., Минрегион писал программу развития на 1,15 трлн руб. до 2020 г., власти Крыма согласны на 695 млрд руб. до 2020 г. (Абхазия и Южная Осетия получали каждая меньше 10 млрд руб. в год, помощь постепенно урезается).

В 2008 г. Россия не присоединяла территорий наперекор протестам всего мира, не подпадала под формальные и неформальные экономические санкции (с угрозой их расширения и ухода экономики в минус по большинству показателей), не исключалась из G8. Грузинская война лишь отсрочила вступление в ВТО.

В 2008 г. для достижения рейтингового рекорда Кремлю не понадобилось вести настолько массированную и истеричную пропагандистскую кампанию по созданию образа врага и - важное отличие - не понадобилось мобилизовывать население. Уровень патриотической мобилизации сегодня представляет главную опасность для власти и общества. Рейтинг одобрения деятельности Путина после 2008 г. падал достаточно сильно (особенно в 2011-2013 гг.), что никак не сказалось на его позициях во власти. Однако что делать с сегодняшними мобилизованными, не знает и Путин. Радикальный пример такой мобилизации - добровольцы в Донбассе, с влиянием на которых у Кремля проблемы. Они будут очень разочарованы, если Путин «сольет донбасский протест». Для поддержания патриотического напряжения внешнеполитический потенциал исчерпан; возможная кампания борьбы с врагами внутри страны логична, но затронет постепенно всех, в том числе и нынешних представителей власти. Таков исторический опыт.

В росте рейтинга Путина весной 2014 г. хорошо виден самораскручивающийся механизм: пропаганда создала в обществе ожидания решительных действий, действия были предприняты, правильно поданы - и тут же одобрены. Более того, имел место эффект коллективного энтузиазма, совместного переживания патриотизма. В этом аспекте рост рейтинга похож на раздувание ценовых пузырей на рынках. Вот как пишет о пузыре экономист Роберт Шиллер: «Новости о росте цен стимулируют активность инвестора, и этот энтузиазм распространяется посредством своего рода эпидемии, психоза, передающегося от одного человека к другому, параллельно умножая объяснения подобного роста цен...» Мобилизованные патриоты в нашем случае похожи на инвесторов, бездумно участвующих в раздувании ценового пузыря. Они же и пострадают, когда пузырь лопнет. Впрочем, по Шиллеру пузыри лопаются далеко не всегда, они могут плавно сдуваться. В случае рейтинга президента плавное снижение, вероятно, будет сопровождаться плавным же ухудшением уровня жизни населения в результате роста расходов, налогов, инфляции.