Цитата недели

«Я понимаю, что это не Центральный банк, но все-таки ваши действия должны соотноситься с возможностями агентства [по страхованию вкладов]». Владимир Путин, президент России
Владимир Путин, президент России/ AP

О чем там за закрытыми дверями беседовали президент России и председательница Центрального банка - Бог весть; может, обсуждали вылет сборной России с чемпионата мира по футболу, может, украинские ужасы, а может, рецепты рыбы на гриле; под запись же Владимир Путин, получается, весьма строго указал Эльвире Набиуллиной, что фонд страхования вкладов, из которого Агентство по страхованию вкладов черпает деньги на выплаты вкладчикам покойных банков, небесконечен и не надо бы ей лишнего-то усердствовать.

«Безусловно, - отвечала ему председательница Набиуллина (цитата по «Интерфаксу»). - И мы, кстати, всегда, если есть возможность - экономическая возможность, иная, - применяем решение о санации, и АСВ соответствующим образом работает».

Ясно, что публичное предупреждение, вынесенное председательнице Набиуллиной, адресовано в первую очередь не ей, а российским вкладчикам, чтобы они не беспокоились: президент бдит! Заботится! Не даст в обиду! Во вторую - предположу - банкирам: президент знает о жестокостях ЦБ и готов положить им предел. Ну и в третью, должно быть, чиновникам, они что-то свое в этих словах не могли не услышать, чего мы не поймем.

Тут непременно нужно сообщить, что один крупный федеральный чиновник заверил «Ведомости»: президент Путин, говоря об ограниченных возможностях АСВ, не имел в виду как-то ограничивать банкозакрывательскую деятельность ЦБ и его председательницы. Мы, конечно, верим крупному чиновнику, он знает, о чем говорит. Но вслух-то президент Путин этого не сказал, и вышло, что в дополнение к своим бесчисленным ответственностям - начиная от торговли газом с друзьями из Китая и заканчивая нарядными платьями для бедных маленьких девочек - он повесил на себя еще и ответственность за вклады.

(Не удержусь от надлежащей цитаты из Гоголя: «О чем бы разговор ни был, он [Павел Иванович Чичиков] всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания <...> об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком».)

И еще на одну деталь беседы председательницы и президента надо бы обратить внимание. Как следует из слов Эльвиры Набиуллиной, помимо экономических возможностей санации банков, каковые возможности эвристически понятны даже мне, существуют еще какие-то «иные возможности»; эксперты не обнаружили единого мнения, однако же сошлись на том, что действительно некоторые из банковских крахов необъяснимы одними только экономическими причинами.