Как прикинуться шедевром

«Мимикрия» Вима Дельвуа - новая для Пушкинского музея выставка, когда современный художник внедряется в постоянную экспозицию. Дельвуа сделал это ловко
«Наутилус» Вима Дельвуа вписался в Итальянский дворик как родной/ Артем Геодакян/ ИТАР-ТАСС

Наверное, связана - кураторам (Александра Данилова и Наталья Кортунова) виднее, но, оказывается, человеческие кости причудливостью форм не уступают веками вдохновлявшим художников предметам, раковинам например. «Наутилус» - большая стальная скульптура, стоящая в центре зала, где царит копия микеланджеловского Давида. Надо сказать, что кружевная металлическая улитка притягивает взгляд в этом богатом на эффектные вещи зале и вполне корреспондирует витиеватостью с копиями средневековых гробниц и порталов.

В музейной практике выставки, подобные «Мимикрии», случаются регулярно. Хотя и не всякий старый музей любит пускать современное искусство в свою постоянную экспозицию. Художникам, надо думать, такой эксперимент всегда лестен, но каждый решает сам (или по договоренности с приглашающей стороной), вписываться или выделиться. Вим Дельвуа шокировать никого не стал, за свою карьеру он нашокировал достаточно, чтобы стать знаменитым, а решил (или согласился с принимающей стороной) в музее спрятаться, поставив свои произведения прямо в залах.

Пикантность ситуации Пушкинского, придающая акции дополнительный интерес, в том, что большинство соседей внедрившихся произведений - копии великих памятников. Так что не известно, что ценнее как по стоимости, так и художественно - слепки с греческих и римских скульптур или раскрашенные Дельвуа под классические вазы газовые баллоны. Бегло оглядев греческий зал, зритель может и не заметить, что здесь не так. В зале голландцев удачно смимикрировали под дельфтские тарелочки раскрашенные синим по белому зубчатые диски циркулярных пил.

Делает свои декоративные скульптуры Дельвуа и из дорогих материалов, среди подлинной европейской живописи он ставит на мраморные столешницы мраморные же красивые декоративные скульптуры, изображающие вывернутые тазобедренные суставы. Как смешно написано в экспликации: «Тема тазобедренных костей в творчестве Вима Дельвуа неразрывно связана с жизнью и смертью».

Так же торжествует среди средневековья блестящий «Выкрученный самосвал» - готически-кружевная стальная изгибающаяся скульптура. Зрителей у нее больше, чем у старожилов, - уж очень она диковинная и впечатляющая. Подобных работ у Дельвуа несколько, но не все посетители Пушкинского об этом догадываются. Некоторые уверены, что современное искусство - обман и издевательство.

Ну и еще одна линия Дельвуа - закрученные скульптуры. Доведенный до пластического абсурда прием скручивания композиции по спирали (известные истории искусств figura serpentinata) превращает знаменитые произведения - Пьету, Дафниса и Хлою, амуров - в феерические, глаз не оторвать, и почти комические.

На вопрос, зачем все это надо и почему бы не сделать выставку Дельвуа в отдельном зале, есть много простых ответов. Во-первых, внимательнее осматриваешь музей, ища не только внедренные вещи, но и чем они связаны с постоянными экспонатами. Во-вторых, наглядно видишь преемственность искусства - в формах, материалах, темах. Еще чувствуешь, какая малость отличает шедевр от пародии на него и что современное искусство может и переиграть музейное, и притвориться им.

До 7 сентября