Новые против бывших

Из компартии Китая исключены четыре высокопоставленных функционера. Это не только борьба с коррупцией, но и сведение политических счетов, говорит эксперт

В духе партнерства. Игорь Сечин

президент «Роснефти». «Стратегическое сотрудничество с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) развивается в духе партнерства и в полном соответствии с достигнутыми соглашениями». Ведомости

Как сообщило вчера китайское информагентство «Синьхуа», политбюро ЦК компартии Китая, заслушав доклад комиссии по проверке дисциплины Центрального военного совета (ЦВС) КПК, исключило из партии бывшего члена политбюро (в 2007-2012 гг.) и зампреда ЦВС (в 2004-2012 гг.) генерал-полковника Сюй Цайхоу, обвиненного в получении взяток. Кроме того, комиссия по проверке дисциплины возбудила антикоррупционные дела в отношении еще трех бывших высокопоставленных функционеров - бывшего председателя комитета по контролю и управлению госимуществом при Госсовете (правительстве) КНР Цзян Цзэминя (полный тезка бывшего председателя КНР), бывшего заместителя гендиректора нефтегазовой госкорпорации CNPC Ван Юнчуня и бывшего замминистра общественной безопасности (аналог МВД России) Ли Дуншэна.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Василия Кашина, это означает фактическое завершение следствия, за чем последуют формальное следствие и суд. Причины преследования бывших функционеров - борьба группировок в китайском руководстве и наведение порядка после передачи власти в 2012 г. очередному поколению руководителей, поясняет Кашин. Некоторые, как Сюй Цайхоу, были близки к прежнему лидеру Цзян Цзэминю, с чьим влиянием борется новый генсек ЦК КПК и председатель КНР Си Цзинпин. Другие, как Ван Юнчунь, были близки к бывшему куратору правоохранительных органов и спецслужб Чжоу Юнкану, который перед передачей власти Си Цзинпину интриговал против него. C CNPC заключены мегаконтракты «Газпрома» и «Роснефти» по поставке газа и нефти и строительству трубопроводов, но дело Ван Юнчуня с этим не связано, уточняет Кашин. Еще одна причина - необходимость навести порядок в госаппарате, когда в ходе передачи власти «гайки ослабли» и коррупция выросла, говорит эксперт.

Сюй Цайхоу - самый высокопоставленный китайский военный, попавший под следствие со времен Мао Цзэдуна. По сообщению гонконгской South China Morning Post, в ходе расследования было установлено, что генерал получал взятки лично и через членов семьи в обмен на продвижение по службе. От бывшего замначальника главного тылового управления Народно-освободительной армии Китая Гу Цзюньшаня он, по данным газеты, получил до 42 млн гонконгских долларов (около $5,4 млн). Подобные дела в Китае обычно заканчиваются приговором к смертной казни с отсрочкой, которую чаще всего заменяют пожизненным заключением, пишет WSJ.

Согласно апрельскому отчету Bank of America Merrill Lynch, антикоррупционная кампания может обойтись китайской экономике в $100 млрд в этом году, сообщает ВВС. В первой половине 2013 г. сотрудники китайской прокуратуры проверили деятельность свыше 13 800 чиновников и выявили более 9700 случаев коррупции, за этот период был нанесен ущерб на сумму $287 млн.