Технологии рынка: Передвижники поневоле

Российские власти настаивают на появлении филиалов крупных музеев в региональных центрах до конца 2014 г. Но качественных помещений нет.

Впервые на государственном уровне идея создания региональных подразделений центральных музеев была озвучена в сентябре прошлого года во время встречи президента России Владимира Путина с министром культуры Владимиром Мединским. «Нужно организовывать филиалы таких музеев (как Третьяковская галерея) в региональных центрах РФ, чтобы не в запасниках лежали произведения искусства, не в подвалах, а чтобы люди смотрели», - объяснил цель нововведения российский президент. Руководители Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, Исторического музея и Государственного Эрмитажа получили задание разработать план открытия региональных филиалов, первые из которых должны появиться уже в конце 2014 г. «Это некоторая головная боль для музеев, но надо идти по стране, не надо ограничиваться только Московской кольцевой и Петербургской автомобильными дорогами», - напутствовал директоров министр культуры.

Музейное руководство отнеслось к поручению главы государства не только с пониманием, но даже с некоторым энтузиазмом. «Ведь во многих городах в культурном смысле ничего нет. А наш музей показывает лишь 0,1% тех вещей, которые имеет, и фонды все расширяются», - делилась наболевшим на заседании совета по культуре при председателе Госдумы, прошедшем в декабре прошлого года, президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.

Решение «квартирного вопроса» для музеев должны взять на себя, по словам министра культуры, местные власти. «Регионы готовы предоставить помещения, отремонтировать и привести их в соответствие с музейными стандартами, обеспечить их содержание», - убеждал на встрече руководителей музеев Владимир Мединский - обещал помощь своего ведомства в переговорах. Однако пока вопрос остается открытым - статьи расходов на создание музейных филиалов в региональных бюджетах нет. Выходом из положения могла бы стать поддержка программы со стороны девелоперов. Они готовы помочь - на своих условиях.

Выгодные вечные ценности

«Понятно, что отсутствие помещений, подходящих для размещения музеев на постоянной основе, - основная проблема, препятствующая созданию сети филиалов в регионах России. Содействие девелоперов, развивающих современные проекты, необходимо», - говорит гендиректор KR Properties Сергей Матюхин. «Надо находить баланс между интересами бизнеса и возможностями сохранения культурного достояния», - считает советник президента по внешним коммуникациям «Галс-девелопмента» Ирина Бурдельная.

«Реализация любого девелоперского проекта, в том числе музейного, должна быть прежде всего выгодна, - напоминает гендиректор City Retail Group Игорь Чаплинский. - Либо быть экономически целесообразной, либо помогать налаживать партнерские отношения с властью и работать на репутацию».

«На Западе спонсоры и меценаты, инвестируя в такие проекты, получают серьезные льготы. У нас пока эта модель не работает», - сожалеет коммерческий директор Sminex Максим Каварьянц. Андрей Филиппов, руководитель направления технического обслуживания и эксплуатации Colliers International, оптимальным для бизнеса считает вариант, когда «государство выступает заказчиком и инвестором проекта, а частная компания получает вознаграждение за работу, не являясь собственником объекта и не инвестируя в него».

Картинный дом

Создание филиала на основе fee-девелопмента актуально в тех случаях, когда речь идет о строительстве нового здания по правилам, прописанным в «Рекомендациях по проектированию музеев». Например, музей должен размещаться в отдельно стоящем здании, расположенном в центре города, чтобы обеспечить посетителям, проживающим в разных районах, его «равнодоступность».

Филиал крупнейшего музея России сам по себе может стать точкой притяжения, вокруг которой может развиваться городская инфраструктура: гостиницы, конференц-залы, деловые центры. «Учитывая значительные объемы столичных запасников, экспозиция такого уровня будет привлекать внимание и к себе, и к городу в целом», - убежден Андрей Филиппов.

Строительство музейных филиалов в центре города может оказаться непростым делом. Согласно тем же прописанным в «Рекомендациях» требованиям к участку, под экспозицию в 500 кв. м необходимо выделить не менее 0,5 га, а для размещения музея в 2000 кв. м понадобятся уже 1,5 га. «В центре города найти такие свободные площадки проблематично, - считает Максим Каварьянц. - Реальнее использовать под музейные филиалы бывшие промышленные или административные здания. Уверен, что во многих российских городах найдутся расположенные в центре бездействующие заводы, которые по заказу государства вполне могли бы быть превращены в музейные объекты». Например, выставочный зал «Эрмитаж-Казань» до переезда в галерею Казанского кремля размещался в здании, построенном еще до революции для городского магистрата, а в советское время использовавшемся как хлебозавод.

От прилавка к экспонатам

Промежуточным вариантом между новым строительством и необходимостью развешивать картины в старых, неподготовленных объектах могло бы стать размещение выставок в торговых и бизнес-центрах. Именно так поступил, например, берлинский музей Loxx, разместивший экспозицию «Берлин в масштабе 1:87» на последнем этаже Alexa Shopping Centre.

По словам Чаплинского, для ТЦ это хорошая возможность выделиться. «Однако музеи в составе торговых комплексов больше тяготеют к интерактивным экспозициям. В ТРЦ люди идут не за знаниями, а за развлечениями», - добавил он. Кроме того, дорогие полотна и экспонаты, представляющие историческую ценность, требуют особых мер по содержанию и охране. «Художественные музеи предъявляют высокие требования к инженерным системам - вентиляции, кондиционированию, поддержанию влажности, освещенности и т. п. Если все эти факторы не были учтены на этапе проектирования, переоборудовать непрофильный объект под эти задачи будет непросто», - говорит Филиппов.

В декабре этого года «Галс-девелопмент» открывает в обновленном Центральном детском магазине на Лубянке (бывший «Детский мир») на 7-м этаже Музей детства. «Часть экспонатов будет находиться в открытом доступе, а раритеты, конечно, закроют стеклом, - рассказывает Ирина Бурдельная. - Экспозиция будет двухуровневой: на верхнем планируется показывать фотографии, документы, мемуары, связанные с историей московского детства и магазина, а на нижнем, адресованном детям, - в основном игрушки».

В офисных центрах размещение музейных коллекций, привлекающих внимание большого количества людей, может стать источником неудобств, полагает Каварьянц: «Потребуется разделить потоки, обеспечив свободный доступ в музей и ограниченный - на остальную территорию БЦ».

Между тем примеры организации если не музеев, то выставочных галерей в БЦ есть. В деловом центре «Кантри парк» в Химках собственная картинная галерея открылась еще три года назад. «В Химках в советские времена функционировал известный комбинат художественных работ, - говорит Александр Аргунов, директор по маркетингу BPS International. - Художников в городе много, а творческих площадок нет. Так появилась идея создать в «Кантри парк II» галерею. В этом проекте сошлось несколько факторов - и возможность что-то сделать для искусства, и дополнительный пиар-инструмент. У нас выставлялись художники из российских регионов, Италии, Франции, Швейцарии. Гордимся, что помогли заново открыть одного из самых недооцененных советских импрессионистов - Бориса Безиковича».

Первый в России музей русского импрессионизма появится в культурно-деловом комплексе на месте бывшей кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте - в настоящее время преобразованием этой территории занимается O1 Properties. Основу коллекции музея, открытие которого запланировано на конец 2015 г., составят картины из частной коллекции Бориса Минца, председателя совета директоров O1 Group, сообщили в пресс-службе компании. Музей расположится в круглом здании бывшего мукомольного цеха фабрики, которое по архитектуре и внутренним планировочным решениям идеально подходит для размещения экспозиции. Проект реконструкции здания цеха разработан британским архитектурным бюро John McAslan + Partners при помощи консалтингового агентства Lordculture. Здесь также расположатся школа рисования, мультимедийный и образовательный центры, библиотека по искусству. Инвестиции превышают $10 млн, однако музей не рассматривается как проект, который в будущем будет приносить прибыль. «Это социальный проект, который призван познакомить общественность с русским импрессионизмом, с работами таких мастеров, как Валентин Серов, Константин Коровин, Константин Горбатов, Николай Мещерин, Игорь Грабарь, Василий Поленов», - подчеркивают в O1 Properties.

В музей в домашних тапочках

Для жилой недвижимости музейный формат не новость, мемориальных квартир знаменитых художников, ученых, писателей, артистов немало (для тематических и художественных музеев дореволюционная, да и советская музейно-архитектурная традиция предусматривала строительство отдельных зданий). Согласно МГСН 3.01-01 «О размещении на первых этажах жилых домов объектов социального и общественного назначения» в проект жилого объекта вполне может быть включена площадка для размещения музея. Однако застройщики пользоваться этой «опцией» не спешат.

Единственный пока пример - филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина на территории курортного комплекса «Актер гэлакси» в Сочи. Под экспозицию музея девелопер, MR Group, отдал виллу общей площадью 1000 кв. м и стоимостью (если бы была выставлена на продажу) более 90 млн руб. Застройщик взял на себя расходы по оснащению здания инженерной начинкой, оборудовал медиатеку, студию и зал для проведения творческих вечеров. Также MR Group обеспечивает техническое обслуживание музея, расходы на которое, по словам экспертов, превышают среднерыночные показатели. «Это вызвано и большим количеством обслуживающего персонала (те же охранники и смотрители), и требованиями к инженерным системам (специализированное оборудование, усиленные системы видеонаблюдения и охранной сигнализации, противопожарные системы, а также системы резервирования), и повышенными коммунальными расходами, в целом расходами на косметический ремонт и благоустройство», - объясняет Андрей Филиппов.

Вход бесплатный. «Оценивать материальную отдачу трудно, - говорит директор по маркетингу MR Group Евгения Старкова. - Это скорее попытка объединить социальную ответственность бизнеса с экспансией федеральных музеев в регионы».

Гендиректор музея Бахрушина Дмитрий Родионов называет партнерство с девелопером «творческим экспериментом», который рассчитан пока на год. «Жизнь покажет, хватит ли энтузиазма и у бизнеса, и у самого музея на его [проекта] развитие, - говорит Родионов. - Мы прежде всего хотим понять, будет ли наш музей интересен посетителям, что они хотят видеть в нем. А затем уже будем составлять план на следующий год».

Первая выставка Театрального музея им. Бахрушина в сочинском филиале - «Архитектура театра» - рассказывает об истории строительства и внутреннем устройстве столичных Большого и Малого, петербургских Мариинского и Александринского театров, Театра Российской армии и Зимнего театра в Сочи. В филиале планируется создание арт-резиденций для театральных художников и режиссеров.

Недостойное обрамление

Тема музейной «экспансии» для России не нова. Программу регионального развития более 10 лет реализует Государственный Эрмитаж, уже открывший филиалы в Казани и Выборге. Согласно концепции развития Эрмитажа до 2022 г. музейные центры должны появиться еще и во Владивостоке, Омске, Екатеринбурге и Калининграде. В «региональном» списке Эрмитажа, кроме того, значатся Вильнюс, Барселона и Амстердам, где центр уже открыт. Однако точных сроков открытия руководство Эрмитажа не называет. Одна из основных причин неспешного «выхода» в регионы заключается в отсутствии качественных площадок, готовых и, что немаловажно, способных принять музейные экспонаты. Эту проблему озвучила на заседании Совета по культуре Ирина Антонова, сетуя на катастрофическую убогость материально-технической базы региональных музеев. Которые по уровню развития отстают от мировых «коллег» на несколько десятилетий. На плохое состояние помещений, предлагаемых регионами, жаловался во время летнего визита во Владивосток и заместитель гендиректора Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Матвеев: «Практически во всех центрах, где мы открывали наши филиалы, была необходимость реставрации здания».

На частной территории

Первая выставка Театрального музея им. А. А. Бахрушина в сочинском филиале - «Архитектура театра» - рассказывает об истории строительства и внутреннем устройстве столичных Большого и Малого, петербургских Мариинского и Александринского театров, Театра Российской Армии и Зимнего театра в Сочи. В филиале планируется создание арт-резиденций для театральных художников и режиссеров.