От редакции: Солдаты удачи

AP

Заявление зампреда думского комитета по обороне Франца Клинцевича о разработке совместно с Минобороны законопроекта о частных военных компаниях (ЧВК) и предложение депутатов законодательно отделить наемников от воюющих по убеждению - две идеи, объединенные близкой логикой, но противоречащие одна другой.

ЧВК используются во всем мире для охраны стратегических объектов, сопровождения судов и колонн, эксплуатации военной техники и других задач. Особенно активны на рынке таких услуг США, Британия, Израиль, Франция, ЮАР, в последнее время Китай. Российские военные специалисты также участвуют в военных действиях за рубежом, но не в качестве членов ЧВК. Они управляют поставляемой за границу военной техникой и занимаются эксплуатацией вооружения - как раз в конце прошлой недели стало известно, что вместе с 10 закупленными Ираком в срочном порядке истребителями в страну прибыли и российские эксперты.

Разговоры о разработке законодательной базы для ЧВК ведутся не первый год. В пользу этой идеи высказываются две группы соображений - экономические и политические. Во-первых, при решении большого числа задач ЧВК эффективнее и дешевле регулярной армии. Выполнение строго определенных миссий хорошо подготовленными профессионалами обходится дешевле и организуется быстрее, чем приглашение голубых касок ООН. Во-вторых, использование ЧВК при боевых операциях за границей снижает внутриполитические риски. Как выразился Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы в 2012 г., ЧВК интересны как «инструмент реализации национальных интересов без прямого участия государства».

Украинские и российские события последних месяцев заставили власти задумываться о том, что делать, когда вводить войска нельзя, но очень хочется. На первый взгляд развитие системы ЧВК (и выведение идейных солдат удачи из-под уголовной ответственности) выглядит неплохим решением.

Работа ЧВК связана с повышенным риском и для их сотрудников, и для тех, с кем они взаимодействуют. Поэтому создание не подчиняющихся непосредственно государству частных армий возможно лишь в том случае, когда законодательная база, на которую они опираются, обязательна к исполнению для всех, а частная инициатива строго пресекается. И тут оказывается, что предложение размыть Уголовный кодекс для отдельных случаев частной инициативы резко противоречит самой идее частных военных компаний.