Минтранс против иностранных инвесторов

Система взимания платы с грузовиков должна быть исключительно российской, считает Минтранс, иностранные инвесторы не нужны. Заняться ее созданием готов «Ростех»
Д.Гришкин/ Ведомости

Дорожный доход. 11,168

млрд руб.. Столько государство готово ежегодно в течение 13 лет платить оператору системы, который разработает программное обеспечение, установит контрольные рамки, раздаст водителям специальные бортовые устройства. Затраты на создание оценивались в 26 млрд руб. Все собранные с фур деньги (тариф - 3,5 руб./км) оператор должен перечислять в федеральный дорожный фонд. Прогноз сборов - 50 млрд руб. в год. Идея о взимании платы была зафиксирована в законодательстве еще в 2011 г., но распоряжение об отборе инвестора было подписано лишь в августе 2013 г. В октябре завершился предварительный отбор, и инвесторам пришлось просить об отсрочке, иначе на создание системы у них было бы меньше года. Правительство пошло им навстречу, но принятие поправок затянулось, и конкурс в мае пришлось продлевать во второй раз.

Вчера Росавтодор должен был разыграть на конкурсе крупный инвестиционный проект - создание и обслуживание системы взимания платы с тяжелых грузовиков массой свыше 12 т, которая покроет все 50 000 км федеральных автодорог. Предполагается, что инвестор за свой счет подготовит систему к работе, а потом будет ее обслуживать, получая плату от государства (см. врез).

Согласно конкурсной документации условием участия в тендере был опыт создания аналогичной системы контроля грузовиков и управления ею. Поэтому все российские участники подбирали себе иностранных партнеров, уже запустивших такие проекты за рубежом: в составе консорциумов в конкурсе приняли участие австрийская Kapsch, французская Vinci, итальянская Autostrade и словацкая SkyToll. Вчера Росавтодор должен был огласить окончательный список претендентов на контракт и их конкурсные предложения, а в течение 15 рабочих дней назвать победителя.

Но вчера утром ведомство объявило, что срок подачи конкурсных предложений продлен еще на 30 дней (конкурс уже дважды откладывался). Соответствующий приказ был подписан накануне. Представитель Росавтодора причины отсрочки комментировать отказался, указав, что таково было поручение правительства.

«По мнению Минтранса, в современных условиях система взимания платы должна быть основана исключительно на отечественных технологиях, элементной базе и программных комплексах. В связи с этим Росавтодору поручено перенести срок подачи конкурсных заявок на 30 дней», - сообщил официальный представитель министерства в ответ на вопрос о причинах продления конкурса.

Изготовить систему исключительно с российскими комплектующими и программным обеспечением готова госкорпорация «Ростех». С таким предложением «Ростех» выступил вскоре после предварительного отбора претендентов на контракт, направив письмо президенту Владимиру Путину, рассказывали «Ведомостям» федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, и человек, близкий к Минтрансу. «В случае победы одной из зарубежных компаний технологическое ядро и центр обработки данных будут базироваться за пределами России, информация о передвижении, составе всех транспортных средств, а также о грузах будет доступна вовне», - объяснял ранее представитель «РТ-инвеста» («дочка» «Ростеха», курирующая проект). Оборудование для такой системы могли бы производить отечественные предприятия, указывал он, тогда вся информация будет храниться в закрытом контуре, доступ к ней будет строго ограничен.

Ссылаясь на соображения национальной безопасности, «Ростех» предлагал вообще не проводить конкурс и назначить госкорпорацию единственным исполнителем контракта, рассказывали федеральные чиновники. Но пока конкурс лишь продлен, окончательного решения о единственном исполнителе нет, подчеркивает один из них. «Проведение конкурса в существующем виде не позволяет в полной мере применить отечественные наработки и обеспечить необходимый уровень информационной безопасности проекта подобного масштаба», - сообщил вчера представитель «РТ-инвеста», компания продолжает работать над проектом.

Но на контракт по-прежнему претендуют и компании, успевшие подать заявки. И «Навигационно-информационные системы» (НИС «Глонасс», «МТС банк» и Kapsch), и «Оптима плюс» («Мегафон», Газпромбанк, SkyToll) после отсрочки намерены участвовать в конкурсе, сообщили вчера их представители.

Консорциум «Инфраструктурные спутниковые системы» под руководством «ВТБ капитала» (плюс «Ростелеком», «Ланит» и Vinci) заявку в первоначальные сроки не подал, рассказывали «Ведомостям» сотрудник одной из компаний консорциума и человек, близкий к другому претенденту на контракт. Представитель «ВТБ капитала» отказался комментировать, воспользуется ли компания продлением сроков. Но «ВТБ капитал» все более настороженно относился к проекту из-за некомфортных условий и высоких рисков, говорит сотрудник одной из компаний консорциума. Например, компании, победившей в конкурсе, придется самостоятельно заниматься землеотводами под контрольные рамки по всей России, указывает он. А чем более сжатые сроки остаются на реализацию проекта, тем больше вероятность единственного исполнителя, опасается собеседник «Ведомостей».