Дорогой «Вымпелком»

Александра Астахова/ Ведомости

«Вымпелком» и «Мегафон» не согласны с результатами исследования. Российский телекоммаркетинг активно практикует сегментированный подход - в дополнение к основному тарифу операторы предлагают опции, способствующие снижению расходов абонентов, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее мнению, в исследовании Comnews профиль потребления, используемый для расчета в различных корзинах, этот факт никак не отражает. (Исследование включает в себя стоимость пакетных тарифов с абонентской платой, дополнительные опции операторов Comnews действительно не изучала, признает специалист по исследованию рынка Comnews Research Екатерина Ахальцева.) Не учтена и финальная ценность предоставляемых услуг для клиента, которая и является предметом конкуренции на насыщенных рынках, отметила Айбашева. Например, при сопоставимой цене опций мобильного интернета абонент оператора с хорошим качеством услуг сможет выкачать больше трафика, нежели абонент оператора с не очень хорошей сетью, констатировала она. Исследование не учитывает качество получаемых услуг - например, некоторые лидеры данного исследования не имеют сетей 3G (например, Tele2), отметила представитель оператора Олеся Яременко.

«Вымпелком» стал самым дорогим региональным оператором среди представителей «большой тройки» по двум из трех позиций, подсчитали аналитики Comnews Research. Они проанализировали стоимость услуг сотовой связи в России за период с апреля 2013 г. по апрель 2014 г.

Аналитики разделили услуги операторов на несколько условных фиксированных наборов - «малую», «среднюю» и «дорогую» корзины. «Малая корзина» - для абонентов, мало пользующихся услугами связи, ее стоимость составляет от 70,1 руб. до 129,2 руб. (50 мин разговора в месяц, около 33 sms, 0,67 mms и 1 Мб трафика). Стоимость набора услуг в «средней корзине» составляет 182-311 руб. в месяц (в нее входит 120 мин разговора, 50 sms, 1 mms и 3 Мб трафика). Дорогая корзина включает в себя самый разнообразный и объемный набор услуг (звонки, sms, интернет) и стоит у различных операторов от 590 до 959 руб. в месяц (300 мин разговора, 60 sms, 3 mms, 15 Мб трафика).

«Малая» и «средняя» корзины оказались самыми дорогими у «Вымпелкома» - 129,20 и 310,70 руб. соответственно, что выше средних показателей по России на 19 и 21%. Самым выгодным оператором в этих двух категориях уже второй год подряд остается компания Tele2. В апреле 2014 г. стоимость этих корзин у Tele2 составила 74,20 и 204,50 руб., что соответственно на 32 и 20% ниже среднероссийских показателей. Среди операторов «большой тройки» самые выгодные цены на «среднюю корзину» у МТС - около 255,8 руб.

МТС и Tele2, напротив, считают результаты исследования закономерными. Представитель Tele2 Константин Прокшин отметил, что низкие цены - это одна из ключевых особенностей компании, которая всегда выдерживает ценовой разрыв с конкурентами. МТС сейчас действительно самая доступная из «большой тройки» - в I квартале 2014 г. у нее был самый низкий АРРМ (средняя цена минуты разговора) , говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. APPM у МТС за указанный период составлял 0,89 руб. - на четверть меньше, чем у «Мегафона», и почти на 20%, чем у «Вымпелкома», следует из отчетности операторов.

Ранее топ-менеджеры «Вымпелкома» обещали, что оператор будет снижать свои тарифы на связь. Аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов называл цены на связь в сети «Вымпелкома» одной из причин падения его рыночной доли. Большая часть абонентов «Вымпелкома» дольше, чем у конкурентов, оставалась на старых тарифных планах, рассказывал Семенов. Минуты у этих абонентов стоили дороже, чем в среднем по рынку, и постепенно начался переток базы. Аналитик AC&M-Consulting Антон Погребинский говорит, что реструктурирование тарифов в сети «Вымпелкома» происходит, но медленно. У «Вымпелкома» традиционно была большая доля предоплатных клиентов - в таких тарифах не было месячной платы и минута разговора стоила дороже, говорит Погребинский.