«Родительский контроль» для всех

Интернет-провайдеры должны по умолчанию фильтровать вредный контент для всех пользователей, предложила вчера председатель комитета Думы по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Минкомсвязи не против
Лига безопасного интернета предлагает настроить доступ в сеть для всей России/ Д. Абрамов/ Ведомости

Предложение ввести автоматическую фильтрацию контента в интернете Мизулина сделала вчера во время расширенного заседания комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Заявила об этом она с подачи Лиги безопасного интернета - некоммерческого партнерства, созданного в январе 2011 г. с целью отслеживать и ловить распространителей детской порнографии. Учредитель лиги - Благотворительный фонд святителя Василия Великого во главе с основателем инвестгруппы «Маршал капитал» Константином Малофеевым. Малофеев - председатель правления лиги, а члены партнерства - МТС, «Мегафон», «Вымпелком», «Ростелеком», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского» и ряд других компаний. Идея лиги отфильтровать вредный контент рассматривалась на комитете среди прочих вопросов.

Документы, которые обсуждали члены комитета, опубликовал в Facebook один из участников заседания - представитель Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, объединяет интернет-компании) Сергей Гребенников. В них говорится о необходимости введения «многоуровневой модели ограничения доступа к запрещенным/опасным ресурсам» - так называемой семантической фильтрации. Такая фильтрация позволяет автоматически, в режиме реального времени, определить содержание страницы и отнести его к той или иной категории. Если эта категория является запрещенной, система автоматически принимает решение о блокировке интернет-страницы, говорится в документах. Такой эксперимент уже проводился в Костроме (использовалось техническое решение, разработанное самой лигой) и показал, что технических проблем нет, гласит сообщение лиги.

Теперь лига предлагает обязать всех операторов ввести семантическую фильтрацию интернет-контента по умолчанию. Мизулина тоже предлагает, чтобы все провайдеры автоматически блокировали контент, вредный для детей, а пользователи, не желающие, чтобы их трафик фильтровали, пусть подписывают с провайдерами специальные допсоглашения (предъявив паспорт).

Минкомсвязи поддержало идею. По словам директора департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Елены Лариной, «фильтрация интернета по умолчанию позволит родителям, плохо разбирающимся в компьютерных технологиях, эффективнее защищать своих детей от опасной информации в сети» (цитата по ИТАР-ТАСС).

С 2012 г. в России действует закон, позволяющий вносить в черный список сайты, содержащие детское порно, пропаганду наркотиков и самоубийств, и сайты с информацией о пострадавших детях. Ресурсы, попавшие в этот реестр (его ведет Роскомнадзор), блокируются на территории России всеми операторами. Но сейчас это делается не автоматически, а в ручном режиме.

По мнению «Мегафона», абонент вправе сам выбирать, ограничивать ли себе или своим близким доступ в интернет, говорит его представитель Юлия Дорохина. Оператор уже несколько лет предоставляет услугу «Детский интернет», которая построена по принципу белого списка: доступ открыт только к сайтам, прошедшим предварительную экспертную оценку. Список содержит более чем 800 000 вручную проверенных сайтов рунета. А с 2013 г. «Мегафон» оказывает еще и услугу «Родительский контроль», которая позволяет ограничить доступ детей к черному списку ресурсов. Если сайт содержится в базе данных запрещенных для посещения интернет-ресурсов, то доступ к нему блокируется. База содержит более 500 млн сайтов и постоянно обновляется. Услуга «Родительский контроль» есть и у «Вымпелкома», говорит его представитель Анна Айбашева. По словам Айбашевой, этот сервис производит фильтрацию сайтов сам, абоненту ничего не нужно делать. Айбашева добавляет, что операторы сами стремятся оградить абонентов от опасной информации - по их желанию.

Многие операторы действительно предлагают «родительские фильтры», говорит директор по внешним связям Rambler & Co Матвей Алексеев. Но эти фильтры работают по принципу черных списков, которые составляются по результатам жалоб или мониторинга интернета. Семантический фильтр - другая технология, представляющая собой глубокий анализ текстов, цель которого - выявление фраз, влияющих на общественное мнение. Понятно, что такие фильтры можно заточить под определенные типы контента, но проблему распознавания изображений они не решают, говорит Алексеев. Сотрудники двух сотовых операторов утверждают, что система семантической фильтрации стоит очень дорого - десятки миллионов долларов. Технически она принципиально отличается от всех систем фильтрации, которые есть у операторов, добавляют они.

Представители «Ростелекома», Tele2 и МТС отказались от комментариев.