Роботы на «Камазе»


«Камаз» планирует закупить порядка 1000 роботов до 2017 г. и максимально автоматизировать производство, передает Набережночелнинскй институт Казанского федерального университета (КФУ) со ссылкой на главного технолога автозавода Равиля Хисамутдинова. Об этом Хисамутдинов сообщил на совещании представителей «Камаза», КФУ, Siemens и KUKA Robot Group о создании центра робототехники на базе инжинирингового центра КФУ.

Роботы закупаются для автоматизации завода двигателей, автосборочного, прессово-рамного, литейного производств и ремонтно-инструментального завода «Камаза», говорится в ответе «Ведомостям» пресс-центра института. Речь идет о роботах производства KUKA, ABB и FANUC сorporation.

Идет закупка и переговоры о стоимости, рассказал пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев. По его словам, деньги на роботизацию - из инвестиционного бюджета «Камаза» (его размер - 62 млрд руб. до 2020 г.). Стоимость одного робота KUKA той грузоподъемности, которая может быть востребована на «Камазе», - от 60 000 до 100 000 евро, говорит представитель компании, продающей их в России. По его словам, робот еще должен быть оснащен и интегрирован в производственную цепочку, что означает дополнительные затраты.

Скоро будет утверждена программа реинжиниринга «Камаза», по которой будет закупаться оборудование, и перестройка производства в компактное и экономичное, добавил Афанасьев.

По словам Афанасьева, внедрению роботов мешает проблема квалификации кадров: стандарты обучения инженеров не менялись с 1960-х гг. Генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин и ректор КФУ Ильшат Гафуров 26 июня договорились о создании совместной лаборатории с робототехническим центром, сообщал институт.

Центр будет обучать специалистов и обслуживать роботов, сказал Афанасьев. Создание центра обойдется в 70 млн руб., средства поровну вложат «Камаз» и КФУ; Siemens и KUKA планируют предоставить часть оборудования, говорится в ответе института.

«Роботы - это сокращение персонала, «Камаз» хочет оптимизировать свои затраты: человек стоит все дороже», - говорит генеральный директор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин. По его словам, робот вдвое эффективнее человека, а «Камазу», чтобы справляться с конкуренцией, нужно в том числе повышать эффективность производства. Для обслуживания 1000 роботов понадобится 100-200 специалистов, а сократить можно больше 1000 основных рабочих, считает Блохин.

«У нас на ближайшее время программы оптимизации численности нет», - говорит Афанасьев. По его утверждению, численность персонала регулируется за счет «естественной убыли» (уход работников на пенсию и т. п.), а на те места, где будет автоматизация, новый персонал не набирается.

На начало года в подразделениях и дочерних обществах «Камаза» работало 41 835 человек (данные с сайта автозавода).