«Ростелеком» пристраивает таксофоны

Получатель средств на универсальные услуги связи теперь один - «Ростелеком». Он хочет взять в подрядчики их прежних операторов, но за вдвое меньшие деньги
Владимир Смирнов/ ИТАР-ТАСС

Универсальный оператор «Сетьтелеком» (входит в группу Altegrosky) продолжает обслуживать ПКД в тех регионах, где у него с 1 июля 2014 г. закончились госконтракты с Россвязью, подтверждает гендиректор Altegrosky Сергей Пехтерев. Часть договоров между «Мегафоном» и Россвязью действует до 2016-2018 гг., говорит представитель «Мегафона» Олеся Яременко. В тех регионах, где срок действия договоров закончился 30 июня, оборудование не выключено, решение о его дальнейшем использовании будет приниматься в ближайшее время, отмечает Яременко.

«Ростелеком» разослал операторам универсальных услуг связи (связь через таксофоны и коллективный доступ в интернет из специальных пунктов) предложения заключить агентские договоры, рассказали «Ведомостям» менеджеры трех таких компаний. «Ростелеком» готов нанять их подрядчиками, которые продолжат обслуживать пункты коллективного доступа в интернет (ПКД) и универсальные таксофоны, но получать за это будут на 50% меньше того, что получали прежде из федерального бюджета в счет компенсации убытков от оказания универсальных услуг.

«Ростелеком» направил всем операторам универсального обслуживания письма с предложением заключить договоры, подтвердил его представитель Валерий Костарев. Условия он не называет, но говорит, что «Ростелеком» определял их, исходя из собственных затрат на универсальные услуги, которые существенно снизились по завершении инвестиций и амортизации установленного оборудования. Государство поставило задачу повысить эффективность и снизить затраты на таксофоны и ПКД, отметил Костарев.

В марте 2014 г. правительство назначило «Ростелеком» единственным российским универсальным оператором. По условиям контракта с государством он должен организовать в населенных пунктах, где проживает 250-500 человек, доступ в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с и взять на себя обслуживание уже установленных таксофонов и ПКД (оплата за них производится специальными карточками). В силу контракт вступил с 1 июля 2014 г.

Всего, по данным Федерального агентства связи (Россвязь; курирует в том числе универсальные услуги), в России действует 148 302 универсальных таксофона и 20 847 ПКД. До сих пор их обслуживал 21 оператор; «Ростелеком» был крупнейшим из них, но не единственным - он предоставлял универсальные услуги в 76 из 85 субъектов Федерации. Новый контракт ставит «Ростелеком» перед выбором: он должен либо установить на территориях, где до сих пор работали другие универсальные операторы, свои таксофоны и создать там ПКД, либо заключить договоры о сотрудничестве с этими операторами.

Универсальные услуги традиционно вводили операторов в убытки, поэтому государство придумало следующий механизм: все российские телекоммуникационные компании ежеквартально перечисляют 1,2% выручки от услуг связи в специальный резерв универсального обслуживания (в составе федерального бюджета), а затем Россвязь собирает данные универсальных операторов о полученных убытках и выплачивает каждому из них за счет этого резерва соответствующую компенсацию. В 2013 г., по данным Россвязи, из резерва было выплачено таким образом чуть более 14 млрд руб. В частности, «Ростелеком» получил из резерва в прошлом году чуть более 11,5 млрд руб., свидетельствуют его данные.

Федеральный закон о бюджете на 2014-2016 гг. отводит на возмещение убытков универсальных операторов в 2014 г. вдвое меньшую сумму - менее 7,13 млрд руб. Вот и «Ростелеком» планирует платить подрядчикам меньше того, что они получали от государства в виде компенсаций, объясняет близкий к нему человек, тем более что ни ПКД, ни универсальные таксофоны дополнительных капитальных затрат уже не требуют.

Сокращая расходы на их обслуживание, «Ростелеком» высвободит средства для устранения цифрового неравенства, надеется Костарев и напоминает: «Ростелеком» должен проложить 200 000 км новых волоконно-оптических линий связи и подключить к интернету 13 600 населенных пунктов. Однако бывшие универсальные операторы недовольны: выплаты из резерва зачислялись им в счет убытков, а став подрядчиками «Ростелекома», они станут получать вдвое меньше, да еще и платить с этих сумм НДС.

Сейчас Россвязь прекращает действие контрактов со всеми универсальными операторами, в том числе и старого контракта с «Ростелекомом», говорит представитель агентства Владимир Калинин. Что делать в этой ситуации, неясно, разводит руками менеджер одного из универсальных операторов. Его компания услуги пока не отключала, но и договор с «Ростелекомом» не заключила. Возможности для торга остаются, считает он: моментально установить таксофоны и создать ПКД «Ростелеком» вряд ли сможет, а допустить, чтобы регион на время остался вовсе без этих услуг, не захочет. Если в каком-то регионе универсальные услуги перестанут работать, сократится и финансирование «Ростелекома» из резерва универсального обслуживания, предупреждает Калинин.

Если «Ростелеком» не договорится с операторами об условиях сотрудничества, то будет создавать собственные сети, парирует Костарев. Однако в разосланных «Ростелекомом» письмах он просит операторов продолжать эксплуатацию таксофонов и ПКД. По словам Костарева, «Ростелеком» предложил им заключить договоры с 1 июля 2014 г. - и даже если они будут подписаны задним числом, деньги операторы получат сполна, уверяет он.