«Камаз» почти без прибыли

После провального I квартала «Камаз» по итогам полугодия все-таки смог выйти в небольшой плюс. Но многомиллиардный утилизационный сбор и падающий рынок тянут экономику предприятия вниз

«Камаз», который в I квартале получил 1,4 млрд руб. чистого убытка по РСБУ, по итогам полугодия вернулся в плюс: чистая прибыль составила 11 млн руб., говорится в опубликованном вчера квартальном отчете автозавода. Это в 220 раз меньше чем за январь - июнь прошлого года, когда чистая прибыль автопроизводителя составила 2,4 млрд руб. Коммерческие расходы «Камаза» увеличились в 3,4 раза до 6,6 млрд руб.

Выручка «Камаза» снизилась на 13,8% до 46,1 млрд руб., убыток от продаж составил 575,9 млн руб. против прибыли в 3,6 млрд руб. годом раньше.

Автозавод выплатил утилизационный сбор за первое полугодие, а субсидию от государства (на поддержание рабочих мест, выпуск автомобилей «Евро-4» и проч.) получил только за I квартал, поэтому такой перекос в финансовых показателях, объясняет финансовый директор Елена Милинова. По ее словам, вся разница в коммерческих расходах (4,7 млрд руб.) - это утилизационный сбор, реально коммерческие расходы не выросли. После введения с января 2014 г. утилизационного сбора в I квартале коммерческие расходы «Камаза» выросли до 2,565 млрд руб. с 916 млн руб. годом раньше. Автозавод сообщал тогда, что разработана программа повышения эффективности бизнеса, которая позволит к концу года выйти на положительный финансовый результат. Также начал действовать комитет по повышению эффективности деятельности, который сфокусирован на повышении маржинальной доходности продукции и снижении расходов, в первую очередь непроизводственных.

У «Камаза» на выплату утилизационного сбора в 2014 г. может уйти 10-12 млрд руб., говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Из-за сбора увеличиваются издержки предприятия, падает чистая прибыль, соответственно, «Камаз» сможет вложить меньше средств в развитие и модернизацию, а также меньше оставит на выплату дивидендов, что повлияет на его инвестиционную привлекательность, продолжает она. По оценке Кокоревой, субсидия составляет 30-40% от утилизационного сбора. А с 1 ноября планируется введение дорожного сбора на грузовые автомобили массой свыше 12 т, что дополнительно ударит по сбыту грузовиков, напоминает аналитик.

Компании сдвигают начало реализации крупных проектов, сокращают издержки и закупку новой техники, говорит генеральный директор GKFX Дмитрий Раннев. По его словам, олимпийская стройка положительно влияла на динамику продаж «Камаза». Теперь он ожидает, что по итогам года рынок грузовиков сократится на 15-20%, а выручка «Камаза» снизится на 10-15%.

По данным аналитического агентства «Автостат», в январе - июне «Камаз» сократил продажи грузовиков на 5,3% до 14 200 машин, по России падение больше: на 14,1% до 45 200 грузовиков

По итогам года «Камаз» рассчитывает продать около 38 000 грузовиков в России - на уровне прошлого года, говорит пресс-секретарь автозавода Олег Афанасьев.

На начало года в России насчитывалось 3,7 млн грузовиков, около 700 000 из них - иномарки, говорится в исследовании «Автостата». Доля «Камаза» в парке российских грузовиков - 20,8% ( у ГАЗа - 22,8%, у «ЗиЛа» - 17,9%, у МАЗа и «Урала» - 7,7 и 4,8% соответственно).