Интервью На примере собачки

Бюро «Проект Меганом» выиграло конкурс на разработку концепции реконструкции ГМИИ им. А. С. Пушкина, его руководитель Юрий Григорян назначен главным архитектором всего проекта. Сохранение всех исторических зданий - его принципиальная позиция
М. Стулов/ Ведомости

Имя Юрия Григоряна всегда называют в разговоре о лучших московских архитекторах. В конкурсе Пушкинского музея он и его бюро обошли еще двух лучших московских архитекторов - Сергея Скуратова и Владимира Плоткина.

- Ваш проект реконструкции Пушкинского музея, как было сказано на объявлении результатов конкурса, будет дорабатываться. Насколько вы готовы к изменениям, к компромиссу?

- Мы еще с Сашей Павловой (Александра Павлова - один из основателей «Проекта Меганом» и его ведущий архитектор. - «Ведомости») лет десять назад решили никогда не идти на компромиссы. Это не значит, что мы такие упрямые и не будем исправлять свои ошибки. Компромисс, как я понимаю, - это когда ты знаешь, как надо делать, но по какой-то причине делаешь иначе, т. е. когда ты идешь...

- ...против заказчика?

- ...против правды, против заказчика я иду каждый день сто тысяч раз, это моя любимая работа - объяснение, как надо делать. Так что ни на какие компромиссы мы идти не собираемся, но собираемся глубже вникнуть в работу - конкурс проходил очень быстро. Есть замечания, которые нам выдало жюри конкурса, есть оценки экспертов, довольно высокие по ряду позиций, а где они не очень высокие, там мы готовы дорабатывать. Но в главном концепция будет неизменной.

- Главное в вашей концепции - сохранение всей исторической застройки. Президент Пушкинского музея Ирина Александровна Антонова как раз против этого, она утверждает, что надо строить новое и прекрасное, а не хранить старое неэстетичное.

- Не вступая в полемику, я просто хотел бы сказать о нашей позиции на конкурсе, в городе, вообще в обществе. Камнем преткновения предыдущей концепции (проекта под руководством Нормана Фостера. - «Ведомости») стало небольшое здание. Его считают некрасивым и ненужным, заурядной средовой застройкой. И вот на этот флигель в Колымажном переулке налетел мощный поезд из попечительского совета, федерального правительства, крупнейшего английского архитектора и самого могучего Пушкинского музея.

- Невероятно, но флигель устоял.

- Полгода назад на градостроительном совете мы наблюдали руины этого поезда. Тогда мне показалось, что в этом флигеле есть какая-то сила, он символ чего-то важного, символ борьбы общества за архитектурное наследие. Сам по себе он, возможно, и не ценный, но он воплощает в себе те ценные здания, которых уже нет. Например, Военторг. Меня до сих пор трясет, когда вспоминаю, как рабочие ломали фасад беспрецедентной прочности, и я до сих пор не понимаю ни владельцев, ни Лужкова, который разрешил это сносить, ни тех, кто покрывал этот снос, - я не понимаю: почему фасад не оставили? Ну внутри хотели все уничтожить, ладно, но фасад-то зачем?

- До кучи.

- Не могу сказать, что я такой уж любитель старины, но я воспитан так - МАрхИ, европейской архитектурной школой, есть Венецианская хартия о сохранении наследия. Ломать Военторг и вместо него ставить гранитное чудовище, от которого меня до сих пор переключивает. Город мой стал хуже, а я тут родился, вырос, живу и буду жить. И я не понимаю, зачем с ним надо такое гадское дело творить.

- Новый Военторг как-то плохо заселяется.

- Люди, которые совершают такие поступки, мало приличные, так же ведут себя и в бизнесе. Менталитет добытых таким путем денег не ведет к успеху. Они с этими деньгами могут разрушить что-то прекрасное, но создать что-то достойное у них не получится. Это, кстати, вызов для современного архитектора - что ты построишь на месте того, что сломал. Обычно строят хуже. Поэтому когда мы готовились к конкурсу, то сразу решили вопрос со сносом. Мои коллеги по конкурсу решили вопрос иначе, я уважаю их решение, но не считаю, что снести старое здание - это смело, наоборот, мне кажется смелее его оставить. Когда мы на это решились, то придумали такой образ: вот вам досталась от бабушки старая собачка, облезлая, может, пахнет не очень. И кто-то должен утопить эту собачку, как Герасим Муму. Музей этого не сделает, музей - не девелопер, а учреждение культуры. Конечно, музеи разные бывают.

- Милиционеры тоже разные бывают, но должны ловить преступников, так и музей не может разрушать историческую застройку.

- Ну вот, между собой мы этот дом и называем собачкой. Макет ее построили, в какой-то момент решили ей хвост отрубить, но потом подумали: как же она с одной головой, что ли, будет? Можно было, конечно, ей пластическую операцию сделать, тело заменить на робота, но нам показалось, что наш ход как раз радикальный и честный: мы ее оставим и полюбим, какая есть. Этот снос не дает нам важных дополнительных метров, он не на первой линии и не портит слои восприятия. Так мы решили сделать слабый подход, поскольку он и есть самый сильный. Как в айкидо: кто нам мешает, тот нам поможет. Из собачки мы делаем символ охраны памятников, и он должен стать поворотной точкой для музея, который декларирует активную позицию сохранения исторической среды. Как в свое время сделал в Музее архитектуры его директор Давид Саркисян - собрал у себя «Архнадзор». До сих пор о нем вспоминают, его деятельность была очень нужная.

- Давид Саркисян как раз с Военторга и начал активную борьбу против сноса, и с гостиницы «Москва».

- Соответственно, и музей Пушкина может стать центром обсуждения важных вопросов сохранения. Есть больные места в реставрации, так что во флигеле можно сделать такой центр реставрации, устраивать там конференции. Так что зачем флигель ломать, пусть он станет центром, знаком. И нам станет легче, когда мы своей архитектурой будем уродовать историческую среду.

- Уродовать?

- Ну мы же видим, как тяжело современная архитектура приживается в старом городе. Конечно, можно строить лучше или хуже, но идеально было оставить исторический город в пределах Садового кольца в 1991 г. и прекратить это бесчинство. Понятно, что Москва не Венеция, но я бы не сказал, что за эти двадцать лет случилось восхитительное соединение старого и нового. Сохранение старых памятников дает нам ну не индульгенцию, конечно, но хотя бы какое-то право работать и ставить более-менее анонимные проекты, найти созвучия в материалах, с пространством и т. д.

- Москвичи в ужасе от реконструкций и архитекторов не жалуют. Скажите попросту: вам будет стыдно, если что-то не получится?

- Мы попали сюда волею судьбы, за проект не боролись. Мы делали его, чтобы понять, сможем ли мы решить его в духе времени, понять до конца. И конечно, мы никакой ошибки тут не допустим. Но сразу хочу сказать, что построить «как у них там» замечательно вряд ли получится. У нас же федеральные власти ни одного проекта так и не реализовали - ни с западным архитектором, ни с нашим, поэтому предвижу борьбу за качество. Потому что качество строительства еще важнее, чем качество архитектуры. Если просто хорошо выполнить даже не сильное архитектурное решение, то это будет уже прорыв. Но и мы, конечно, постараемся сделать что-то хорошее.