Шахар Вайсер: Персона - Шахар Вайсер, основатель и генеральный директор GetTaxi

Израильский интернет-предприниматель рассказывает «Ведомостям», на что были потрачены деньги Леонарда Блаватника в Москве и Санкт-Петербурге, и объясняет, почему в Кремниевой долине больше шансов преуспеть, чем в Голливуде
Д. Абрамов/ Ведомости

C Шахаром Вайсером мы встретились в клубе Cabinet Lounge, где он собирался на следующий день провести мастер-класс по предпринимательству в интернете. Для 39-летнего израильского бизнесмена компания GetTaxi, через которую можно вызывать такси в Нью-Йорке, Лондоне, Тель-Авиве, Москве и Санкт-Петербурге, - шестой по счету сетевой стартап. И, пожалуй, самый успешный: три года подряд выручка GetTaxi растет на 400% в год и уже исчисляется сотнями миллионов долларов. Особенно удачно у Вайсера пошли дела в Москве - по данным компании, здесь в сеть GetTaxi входит 8000 лицензированных водителей из 40 000.

Для Вайсера Москва - родной город. Его отец мечтал об эмиграции в Израиль. Но в советское время инженеру-электронщику, работавшему над ракетными комплексами, вырваться из-за железного занавеса было малореально. И в начале 1991 г. Шахар Смирин (в СССР он носил отцовскую фамилию) решил уехать в Израиль в одиночку.

Школьнику это было, пожалуй, сделать еще сложнее, чем инженеру из оборонного НИИ. «У меня замечательные отношения с родителями, и они, безусловно, знали о моем плане, - говорит Вайсер. - Просто я довольно рано стал самостоятельным человеком, и мне казалось, что я сам могу пройти эмиграцию». Уезжать пришлось через Венгрию. В интервью израильской газете Haaretz Вайсер вспоминал, что по прилете в аэропорт «Бен-Гурион» не знал ни слова на иврите. Представители Еврейского агентства не могли поверить, что он прилетел один.

Юного репатрианта направили в частную школу-интернат «Хадассим», основанную под Тель-Авивом в 1947 г. для детей беженцев из Европы. После школы Вайсер отслужил в армии. «Там просто все слои общества проходят этот маршрут, - рассказывает он. - Не могу сказать, что я бы хотел служить в армии и всех молодых людей к этому призываю, просто это необходимо для такой маленькой страны, как Израиль». После армии, в 1997 г., он параллельно с учебой на факультете компьютерных наук основал в Тель-Авиве свой первый стартап InfoAuto - интернет-сайт по продаже подержанных автомобилей и жилья на вторичном рынке. Эту компанию он продал через год, а на вырученные деньги купил квартиру и перевез в Израиль мать.

С 2000 по 2005 г. Вайсер работал в американском поставщике решений для мобильной связи Comverse менеджером по продажам в Восточной Европе и России. В 2002 г. он основал российское подразделение и стал его директором. По словам Вайсера, за три года ему удалось поднять выручку своего подразделения в России с $17 млн до $300 млн. А к 2005 г. Comverse стала лидером российского рынка решений для мобильной связи и билинга, увеличив свою долю до 80%. После этого Вайсер вернулся в свободное плавание. «После Comverse я чувствовал, что могу все», - признавался он Haaretz.

«Рост по экспоненте»

Вайсер переехал в Кремниевую долину, в Сан-Франциско, и в 2006 г. открыл там свою вторую компанию Trusted Opinion - нечто вроде социальной сети, где пользователи обменивались мнениями о разных местах развлечений. Как следует из интервью Haaretz, компания, проработав четыре года, привлекла $5 млн и миллион пользователей, но в конце концов ее пришлось закрыть. Зато опыт с использованием той же технологической платформы оказался удачнее: клиентами интернет-компании Loyalize, которая позволяла рейтинговать телевизионные программы на основании мнений пользователей, а также общаться миллионам зрителей прямо во время трансляций, стали Yahoo!, MTV и ESPN. «Это были очень непростые четыре года, полные борьбы и разочарований, - комментирует сейчас он. - Но уже в 2010 г. Forbes выбрал Loyalize как одну из ключевых компаний в области телевидения. Еще через год компанию купил стратегический инвестор Viggle. Сегодня он работает на системе Loyalize и транслирует такие американские медиасобытия, как Super Ball и Grammy».

А когда в 2010 г. Вайсер вместе с предпринимателем Роем Мором одними из первых копировали в России скидочный сайт Groupon, дела пошли совсем хорошо. В этом проекте Вайсера - Vigoda.ru впервые поучаствовал Леонард Блаватник, вложивший $6 млн. В марте 2012 г. Vigoda.ru, по версии Forbes, стал № 15 в рейтинге крупнейших компаний электронной коммерции в России. В том же году Вайсер и Мор подарили половину компании своим друзьям Давиду Шостаку и Павлу Романовскому и полностью передали им операционное управление бизнесом. Они хотели сконцентрироваться на проекте GetTaxi, который был запущен на деньги Блаватника в 2010-м.

Компания вышла на рынок примерно в одно время с главными конкурентами - американской Uber и российской «Яндекс.Такси». О принципиальных отличиях от них Вайсер готов говорить без остановки. «Мы единственный игрок в мире, кто предоставляет корпоративные решения, - утверждает он. - Сегодня порядка 1500 крупных корпораций используют GetTaxi эксклюзивно для своих транспортных нужд. В их числе - половина списка Fortune 500. Это Goldman Sachs, Morgan Stanley, EY, Accenture, PwC, Google, Disney, Visa, «Уралсиб» и т. д. - везде, где мы работаем в мире». Заказывать машину сотрудники могут как напрямую со своих смартфонов - достаточно одного нажатия на кнопку в приложении GetTaxi, - так и через интернет: «Для корпораций это зачастую удобнее - поскольку такси заказывают секретари либо сотрудники сами могут заказать, не отходя от рабочего стола. Но дальнейшая коммуникация все равно идет через ваш телефон». Все происходит автоматически: когда человек выходит из машины, его поездка оплачивается через приложение, в конце месяца все это агрегируется и работодатель видит реальный уровень расходов. Благодаря этой технологии снижение транспортных расходов у компаний, перешедших на GetTaxi, достигает 20%. «Мы просто ввели язык будущего в отрасль такси. Мы принесли в эту отрасль высокие технологии, которых тут не было никогда», - гордится Вайсер. Среднее время ожидания машины при этом составляет от 6 до 9 минут. При этом все водители, работающие на GetTaxi, проходят предварительный отсев и обучение, а при заказе машины бизнес-класса клиент получает поездку на Mercedes с водителем в костюме и бесплатный WiFi.

Почему же в таком случае все корпорации Москвы не перешли на GetTaxi? Основатель сервиса предлагает просто немного подождать: «Не было в истории еще примера, когда стартапу три года, а у него уже столько корпоративных клиентов такого качества. Корпорации более инертны, не доверяют маленьким компаниям, им нужно больше референсов, чтобы принять решение. Три компании из консалтинговой большой четверки пользуются нашими услугами, все крупнейшие банки, все публичные интернет-компании - Facebook, Google, LinkedIn, Twitter. Все остальные, кто еще не пользуется, - это только вопрос времени. Компании вдруг обнаруживают, что они единственные, кто еще не пользуется [таким сервисом]! А это уже нехорошая история. Во-первых, у тебя работники просят это приложение, во-вторых, тебе самому для финансовой отчетности это проще, хочется быть быстрее, эффективнее... Поэтому рост происходит по экспоненте».

«Когда строишь компанию, не задумываешься об оценке»

Финансовые показатели GetTaxi не раскрываются. Известно, что компания привлекла $57 млн инвестиций от фонда Блаватника и еще одного венчурного инвестора. Все они являются совладельцами GetTaxi (в детали акционерного соглашения мой собеседник предпочитает не вдаваться). «К концу 2015 г. наша выручка достигнет $500 млн. В этом году сделаем несколько сотен миллионов долларов, - обещает Вайсер. - При этом наша выручка растет на 400% каждый год без исключений. Эту же динамику показываем и сейчас. Плюс, в отличие от Uber и несмотря на размер, мы единственные, кто прибылен в этом секторе - в 22 городах мира из 24, где мы оказываем услуги».

Зато капитализация Uber оценивается в $17 млрд, а недавно она привлекла инвестиции на $1,2 млрд. «Uber заслуживает большого уважения, но компания оперирует прежде всего в Америке. Там возможна совсем другая стоимость компании», - разводит руками предприниматель. Но у главного конкурента, по его словам, своя специфика: «Половина дохода Uber делается в Нью-Йорке. Запустившись же в Москве год назад, они добились всего 2% от того, что сделала GetTaxi. Они успешны во многих крупных городах США, в остальных случаях все зависит от того, насколько успешнее был тот, кто пришел на рынок раньше. В Москве мы их опередили. Наши машины приезжают за 6-9 минут, заказы Uber - это 40 минут минимум. Просто у них 50 машин против наших 8500. Вначале, когда были свободные деньги, они часто предлагали бесплатные поездки. А когда бесплатно, клиент готов ждать 40 минут. Это не значит, что компания плохая, нет. Мне это просто напоминает ситуацию на рынке мобильной связи: нет игроков, которые успешны на всех рынках мира, - где-то больше, а где-то меньше».

Хочет ли Вайсер догнать и перегнать Uber? «Знаете, GetTaxi - моя шестая компания, - рассуждает он. - Я строил компании и в Америке, и в Лондоне, и в Израиле. Когда строишь компанию, то не задумываешься об оценке, если честно. Потому что если об этом думать, то ничего не получится. А фокусируешься на том, что правильно для бизнеса и пользователей. Сейчас люди, что называется, голосуют ногами за GetTaxi. Компания такого масштаба имеет все шансы стать публичной с оценкой в несколько миллиардов долларов. Понятно, что оценка - это в конечном счете функция от оборота. Поэтому нужно просто продолжать делать то, что правильно для бизнеса». К IPO, по его словам, GetTaxi будет готова через два-три года. Хотя и не факт, что компании оно понадобится: «Сегодня настолько развиты частные размещения, а банки настолько полны капитала... Очень много фондов private equity, которые готовы инвестировать».

Можно предположить, что в компанию с оборотом в несколько сотен миллионов долларов, которая растет на 400% в год, частные инвесторы должны стучаться постоянно. По словам Вайсера, до сих пор инвесторы не видели смысла привлекать еще чьи-то деньги, «тем более что у г-на Блаватника фонд на $11 млрд». Но сейчас уже наступают времена, когда внешний инвестор важен для оценки компании, добавляет он: «Так что компания сейчас поднимает большое финансирование. Пока мы в процессе переговоров и не объявляем подробности».

«Разум победит»

Попытка обсудить с бывшим обитателем Кремниевой долины новый сериал HBO Silicon Valley не слишком удается: Вайсер говорит, что начал было его смотреть, но как-то не увлекся. «Вообще, замечательно, что такие вещи снимают, - рассуждает он. - И мне очень нравится, что становятся популярными герои с интеллектом, креативностью, харизмой. Еще недавно были в ходу такие герои, как Рэмбо. А на самом деле человечество ведь состоит из подражателей. Когда героем фильма становится Стив Джобс, это здорово! Так что это хорошо, что есть такие сериалы».

Но как раз в этом комедийном сериале Кремниевая долина убедительно показана как новый Голливуд - с точки зрения конкуренции и шансов преуспеть. С такой постановкой вопроса предприниматель в принципе не согласен: «Шансов больше, чем в Голливуде. В Голливуде очень многое зависит от того, с кем вы познакомитесь. Здесь [в Кремниевой долине] не совсем так. Ваши знакомства могут помочь ускорить ваш успех - но вы все равно найдете то, что ищете, хуже или лучше, но сделаете то, что хотите. Это в первую очередь от вас зависит, от вашей энергетики. Когда видишь вокруг себя много success stories, это очень помогает. И еще здорово, что твой бэкграунд абсолютно неважен, у тебя действительно есть возможность самореализоваться - просто потрясающе! Весь мир идет к осознанию самореализации, персонального роста и силы разума как главных ценностей».

Вот только современный российский дискурс пока явно противостоит этому общемировому движению, замечаю я. Но Вайсер оптимистичен: «Макротенденции - они же все равно торжествуют. В конечном итоге все определяется не тем, чего хотят отдельные чиновники, а тем, что востребовано рынком. Все равно все туда идет. Да, мне кажется, что не до конца еще здесь закрепился герой разума. Но это все равно произойдет, просто медленнее. Разум победит».

Лишнее подтверждение этого тезиса, с его точки зрения, конечно же, GetTaxi: «Кто из традиционных предпринимателей в России хотел заниматься такси? Это же так сложно - построить белоснежную компанию с качественной услугой на масс-маркете, который одно время был и криминальным. А здесь прошло три года и все привыкли, как будто так всегда и было: никакого криминала, водители платят налоги и зарабатывают много денег, все чисто, пассажир получает эффективную услугу и часто заменяет ею поездки на собственной машине. В Лондоне ездить на своей машине в центр - это уже безумие. Так же постепенно будет происходить и в Москве - люди будут пересаживаться на удобное такси вместо того, чтобы платить такие же деньги за парковку».

Сейчас в Москве, по официальным данным, 40 000 лицензированных водителей и 20 000 нелегалов, говорит основатель GetTaxi. В планах московского правительства через год довести число лицензий до 55 000. В Петербурге сейчас 15 000 легальных машин. Суммарная емкость рынка двух крупнейших российских мегаполисов, соответственно, 70 000 машин. «Мы ожидаем, что будем существенно участвовать в этом рынке и помогать ему зарабатывать еще больше, - говорит Вайсер. - Поскольку у нас нет ни одной машины, мы не конкурент никакому таксопарку, а совсем наоборот. Наблюдается фантастическая динамика: если до GetTaxi люди ездили на такси Х раз, то сейчас - вдвое больше. Мы не просто сделали цифровым рынок такси, мы еще и накачиваем его работой все больше и больше. Раньше для таксопарков было проблемой раскачать свой телефонный номер, сегодня им не нужно это делать, поскольку есть мы. В среднем на нашу коробку приходит 30 заказов в день - это очень много, физически водитель может сделать максимум 10. Возникают парки, которые полностью живут на GetTaxi. И еще важный момент: до появления GetTaxi средний пробег автомобиля такси от заказа до заказа составлял 10 км. Теперь - 2,5 км. А это уменьшает загрязнение воздуха и пробки, повышает эффективность работы водителя и его заработок». Вдобавок ко всему, по утверждению Вайсера, GetTaxi - это единственное российское приложение для заказа такси онлайн, доступное на английском языке для иностранных туристов и экспатов: «Человек прилетает из Лондона, Нью-Йорка или Тель-Авива, нажимает кнопку в смартфоне для вызова GetTaxi - и его восприятие города сразу меняется. Вот на создание этой инфраструктуры и рабочих мест для водителей и были потрачены $57 млн, которые привлекала GetTaxi».

Где точно не хватает такой услуги, так это в китайских городах. Но туда Вайсер, при всем своем оптимизме, идти не планирует: «В Китае рынки огромные, но там уже много сильных местных игроков. Надо с уважением относиться к тому, что они делают. Может быть, мы купим там кого-нибудь, но сами идти туда не собираемся. Сейчас важно еще сильнее преуспеть в Москве и Петербурге, нарастить успех в Лондоне - мы там были официальным перевозчиком во время Олимпиады - и запустить корпоративное решение в Нью-Йорке». В Лондоне у GetTaxi 3500 машин, в Нью-Йорке - порядка 1000 машин.

Дальнейшая экспансия в России самого успешного стартапа Вайсера, по его словам, пойдет «скорее всего не за счет органического роста». «Когда мы полностью отработаем нашу модель в столицах, мы пойдем в регионы. Однозначно хотим покрыть всю Россию», - говорит предприниматель. И политические риски последнего времени на планы GetTaxi не влияют: «У нашей компании типично внутренняя модель потребления. При этом GetTаxi в разных странах операционно между собой не связаны. О каком бы международном бойкоте ни шла речь, люди все равно продолжат есть, ездить и говорить по телефону. Есть три массовых рынка - питание, телеком и транспорт. Для России эффективная транспортная инфраструктура - важный вопрос в любом случае. И частный бизнес (такой, как GetTaxi), который инвестирует десятки миллионов долларов в ее построение, - это большое подспорье для городской администрации в достижении своих целей: сделать транспорт более доступным, удобным, инновационным, не криминальным и платящим налоги». Потом он добавляет: «Но глобально ситуация действительно меняется, и не все люди это понимают. Ведь без внешних инвестиций рынки будут расти медленнее. Отказываясь от этого рычага или уменьшая его, ухудшаешь и макроэкономическую ситуацию. Думаю, решение в конечном счете найдут. Просто надо по-настоящему этого хотеть, а не спрашивать, почему тут плохой инвестиционный климат. Это все равно как мне спрашивать: почему такси в России такие плохие? Действовать надо, причем известно как».