Лука ди Монтедземоло: Интервью - Лука ди Монтедземоло, президент Ferrari, председатель правления NTV

Президент Ferrari объясняет, почему он решил снизить производ­ство культовых автомобилей, при том что спрос на них не снижа­ется, и что общего у железнодорожных перевозок и футбола
Krisztian Bocsi/ Bloomberg

1973

помощник Энцо Феррари и менеджер гоночной команды Maranello

1977

старший вице-президент Fiat Group, отвечающий за внешние связи

1981

гендиректор Itedi (управляла активами Fiat в издательском бизнесе)

1984

гендиректор Cinzano International S.p.A.

1986

гендиректор Cinzano International S.p.A.

1991

президент Ferrari S.p.A.

2006

председатель правления NTV

Новая коллекция для новых Ferrari Store

Ferrari запускает новую премиальную коллекцию одежды и аксессуаров, которая получила название Pr1ma. Выпуск старой коллекции продолжится, но она теперь позиционируется для фанатов Scuderia Ferrari, а Pr1ma (поло стоимостью около 300 евро, кожаные куртки - около 2000 евро) - для владельцев автомобилей Ferrari. Вслед за запуском Pr1ma редизайну подвергнутся все магазины Ferrari Store - в них будут выделены секции для новой коллекции. Первый обновленный Ferrari Store уже открылся в Маранелло (на фото). В сентябре новый корнер Ferrari, где будет представлена Pr1ma, должен открыться в Москве.

Ferrari

Производитель спорткаров и гоночных автомобилей. Основана в 1928 г. Энцо Феррари. Крупнейший акционер - Fiat S.p.A. (90%). Финансовые показатели (2011 г.): выручка - 2,25 млрд евро, операционная прибыль - 318 млн евро, Продажи (2011 г.) - 7044 автомобиля.

Nuovo Trasporto Viaggiatori

Железнодорожный оператор. Основана в 2006 г. Подвижной состав - 25 скоростных поездов. Акционеры: основатели компании Диего делла Валле, Джанни Пунцо и председатель совета директоров Лука ди Монтедземоло (контролируют 33,5%), Intesa SanPaolo и SNCF (по 20%), Assicurazioni Generali (15%), Алберто Бомбассеи и Изабелла Сераньоли (по 5%), управляющий директор Джузеппе Скьярроне (1,5%). Финансовые показатели (2010 г.): выручка - 4,5 млн евро, чистый убыток - 20,7 млн евро.

Лука ди Монтедземоло, бывший руководитель оргкомитета чемпионата мира по футболу - 1990, не поехал в Бразилию на решающие игры чемпионата-2014. «А что мне там делать? - говорит он. - Сборная Италии вылетела, сборная России, возглавляемая Фабио Капелло, тоже». Поэтому мы встречаемся в Италии, в штаб-квартире Ferrari в Маранелло - в Италии дел у ди Монтедземоло хватает.

Работа на Ferrari прославила ди Монтедземоло на весь мир - за 20 лет он вернул культовой автомобильной марке лоск и славу. В прошлом году ди Монтедземоло шокировал своих подчиненных, заявив, что Ferrari должна продавать меньше машин - не более 7000 в год, но зарабатывать больше. Однако подчиненные услышали своего босса, и в прошлом году финансовые показатели Ferrari побили все корпоративные рекорды: оборот вырос на 5% до 2,3 млрд евро, чистая прибыль - на 5,4% до 246 млн евро (за I квартал 2014 г. продажи выросли еще на 12,5% до 620 млн евро).

Именно при ди Монтедземоло Scuderia Ferrari вновь начала побеждать в автогонках Formula 1 (правда, в нынешнем сезоне, в котором правила и техрегламент опять изменились, Ferrari - как и другие команды - пока не способна составить конкуренцию Mercedes).

Созданные ди Монтедземоло инвестфонды Charme, в которые он пригласил своих знакомых - крупных бизнесменов, оперируют сотнями миллионов евро и в этом году начали продавать приобретенные активы, фиксируя прибыль: одну из компаний, Octo Telematics, приобрела «Ренова» Виктора Вексельберга.

Но проект, который мог бы стать крупнейшим бизнесом ди Монтедземоло, - первая частная железнодорожная компания Италии Nuovo Trasporto Viaggiatori (NTV) - пока буксует. Ди Монтедземоло видит причину в том, что у NTV неравные условия конкуренции с государственным монополистом Trenitalia.

- Ferrari объявила, что в ближайшие пять лет инвестирует в свое развитие 2 млрд евро. В какие именно направления пойдут инвестиции?

- Сразу хочу прояснить, что объявленные инвестиции не касаются Formula 1. Они пойдут в три сферы.

Во-первых - в новые продукты. За последние три года мы представили первую полноприводную Ferrari, полностью разработанную и построенную нами, первую гибридную Ferrari - опять-таки полностью сделанную нами, первую Ferrari с восьмицилиндровым турбированным двигателем... И мы продолжим инвестировать в новые разработки и технологии.

Во-вторых - в развитие производственных процессов и улучшение условий труда. Когда вы были последний раз в Маранелло - в 2008 г.? Вы видите, что у нас с тех пор произошло очень много изменений, а когда вы приедете сюда еще через три года, то увидите еще больше.

И в-третьих, мы будем вкладывать в развитие самого бренда Ferrari. Объясню почему. В апреле прошлого года я собрал своих людей и без всяких предисловий заявил: «Нам нужно остановить производство». Они посмотрели на меня с недоумением. Но ведь что произошло за последние 10 лет? Мы наводнили рынок слишком большим количеством Ferrari - только потому, что появилось очень много новых рынков: Китай, ОАЭ, Южная Америка, Гонконг... На наших традиционных рынках - в США, Германии - продажи оставались стабильными, и тем не менее из-за выхода на новые рынки нам ежегодно в течение 10 лет приходилось увеличивать производство.

Теперь мы решили снизить его по трем очень ясным причинам. Во-первых, чтобы сохранить (а желательно, даже повысить) эксклюзивность бренда. Во-вторых, чтобы поддержать и повысить стоимость тех автомобилей, что уже обрели владельцев. В-третьих, чтобы быть в состоянии поддержать стоимость автомобилей Ferrari, которые продаются на международных аукционах.

Итак, мы решили снизить производство. Но очень сложно обосновать посыл «мы хотим продавать меньше». Поэтому я заявил: «Мы хотим продавать меньше, но зарабатывать больше». Легко сказать, но трудно сделать. Но мы это сделали. В 2013 г. мы побили исторические рекорды Ferrari абсолютно по всем финансовым показателям: оборот, доход, чистая прибыль и объем накопленной наличности. Невероятно: сегодня у нас на счетах 1,4 млрд евро - мы как банк! И это при том, что мы продолжаем масштабные инвестиции.

- Развитием бренда Ferrari, о котором вы говорите, очевидно, займется новая компания Ferrari Brand, которую возглавил бывший гендиректор Brioni Андреа Перроне. Какие цели вы ставите перед ним?

- На бренде Ferrari - связанных с ним товарах и услугах - мы хотим зарабатывать минимум 50 млн евро в год. Имеются в виду розничная торговля, электронная торговля, лицензирование, в том числе тематические парки: первый появился в Абу-Даби, второй через два года откроется в Испании. Мы думаем над тем, чтобы открыть еще один тематический парк в другом регионе - возможно, в Китае или США, которые остаются нашим крупнейшим рынком, и на этом остановиться. Но развлечения определенно станут следующим направлением нашего развития.

- Испанский парк Ferrari будет сильно отличаться от того, что построен в Абу-Даби?

- Да. В первую очередь размерами. За парком в Абу-Даби стоят огромные инвесторы - королевская семья, государство, Mubadala... В Испании парк Ferrari будет создан внутри уже существующего парка (инвестор - частная компания). Размеры будут меньше, и поэтому мы назвали его Ferrari Land, в то время как более крупный в Абу-Даби называется Ferrari World.

- Еще один новый и перспективный бизнес для Ferrari - реставрация классических автомобилей.

- Да, сегодня мы переживаем настоящий бум интереса к ним - даже молодые покупатели хотят купить классические Ferrari. Так как у нас очень много коллекционеров по всему миру, мы открыли ателье по реставрации: клиент может отдать автомобиль нам в Маранелло и после реставрации получить сертификат, что автомобиль аутентичный. Аналогичное реставраторское ателье мы хотим открыть в США, где находится 40% наших коллекционеров. Для серьезной реставрации имеет смысл отправлять автомобиль в Италию, но для небольшой - нет, поэтому американские коллекционеры отправляются в частные мастерские. А мы хотим, чтобы они приходили к нам. И я не исключаю возможности появления третьего подобного ателье где-то еще.

- Подразделение по изготовлению интерьеров автомобилей по персональным заказам Taylor Made появилось в Ferrari сравнительно недавно. Я видел множество заводских ателье по персонализации автомобилей, но ваше поразило даже меня многообразием материалов, фактур и цветов. Как родился этот проект?

- (Смеется.) Извините [за нескромность], но это была моя идея.

Я давно понял, что нам нужно предоставлять возможность более высокой персонализации. Ведь когда вы приходите в Brioni, Zegna или Ralph Lauren, вы можете купить готовый пиджак, а можете заказать индпошив. Когда вы покупаете яхту, там уже персонализация интерьера - стопроцентная. И я задумался, что нам нужно делать то же самое.

Много лет назад ко мне обратился один из братьев Марсиано (создатели джинсовой марки Guess. - «Ведомости»): «Лука, сделайте мне автомобиль с интерьером из моей джинсовой ткани». Но тогда это было невозможно по техническим причинам: не было тканей с достаточным уровнем пожаробезопасности и проч. Сегодня эти проблемы уже решены и возможно изготовить ту же джинсовую ткань таким образом, чтобы она удовлетворяла требованиям регуляторов, и использовать ее в отделке интерьеров. Но для того чтобы это стало реальным, надо было проделать очень большую исследовательскую работу.

Весь этот люксовый бизнес - в деталях, тут есть две ключевые характеристики: вкус и высочайшие технологии. Я уважаю своих конкурентов, но не думаю, что в мире есть еще какая-то компания, которая может сочетать вкус и технологии на таком же уровне.

- Вы видите границы роста бренда Ferrari?

- Границы есть. Нам не нужна тысяча магазинов Ferrari - 50-60 на весь мир будет достаточно. Мы будем развивать бизнес, связанный с развлечениями, - тематические парки, школы водительского мастерства, мероприятия под маркой Ferrari, это важно для наших настоящих и будущих клиентов. Мы будем развивать электронную коммерцию - в этом будущее. Мы не хотим увеличивать число наших лицензиатов; недавно мы подписали важные контракты с часовой маркой Hublot и производителем очков Oakley, но не больше. Я не хочу видеть бренд Ferrari повсюду. В партнерах нам нужны глобальные (потому что Ferrari присутствует в 62 странах) и высокотехнологичные компании, такие как Oakley. Без сомнения, через пять лет мы расширим присутствие бренда Ferrari, но не слишком. Думаю, что оборот будет около 60 млн евро, но не 100 млн и не 200 млн.

- А где ваши часы Hublot? Я вижу, что вы в других.

- (Смеется.) Моей дочери 13 лет, она обожает Hublot и вчера вечером взяла их у меня поносить. А я надел вот эти - винтажные дайверские Baume & Mercier.

- Президент Hublot Жан-Клод Бивер рассказывал мне, что было очень непросто заключить контракт с Ferrari. Наверняка Hublot была не единственным претендентом на этот контракт, почему вы все-таки выбрали эту компанию?

- Я глубоко уважаю г-на Бивера и то, что он сделал. Я был у него на фабрике - у него та же страсть к деталям, что и у меня.

У нас в совете директоров Ferrari есть топ-менеджер Apple Эдди Кью, на протяжении 16 лет он был правой рукой Стива Джобса. Однажды мы встретились с Эдди и Тимом Куком в Купертино, и они рассказали мне, что Ferrari для Стива Джобса была одним из образцов в смысле дизайна и отношения к деталям.

То же самое и Hublot - это дизайн и детали. Я с самого начала сказал им, что мне нужны высокотехнологичные часы, такие как Hublot, но которые будут отражать суть Ferrari, а не просто Hublot c надписью Ferrari. Наше сотрудничество развивается очень хорошо, в сентябре они должны показать новые часы, более тонкие, потому что мы должны думать и про женщин. Сегодня Hublot сотрудничает с нами также и в наших клиентских гоночных сериях, которые мы проводим по всему миру. Я очень люблю эту компанию и доволен, что мы работаем с ними.

- А россияне довольны и горды тем, что спонсором и поставщиком Ferrari является российская компания Kaspersky.

- Евгений Касперский - еще один человек, которого я очень уважаю: умный, с новаторским мышлением. Он любит Ferrari, и наше сотрудничество началось с того, что он стал нашим клиентом. А сегодня Kaspersky является нашим поставщиком, и наше партнерство развивается очень хорошо. Мне отрадно наблюдать рост его компании - думаю, что благодаря Ferrari он стал известен в самых разных уголках света.

- Вы упомянули Эдди Кью, но помимо него в совете директоров Ferrari были и есть много крупных бизнесменов и предпринимателей: бывший предправления L'Oreal Линдсей Овен-Джонс, основатель Vodaphone Кристофер Джент, в этом году в совет вошел бизнесмен из Абу-Даби - гендиректор Mubadala Development Company Кальдун аль-Мубарак...

- Честно говоря, мне не нравится иметь в совете директоров только юристов и налоговых экспертов, мне нравятся люди, которые имеют стратегическое видение и могут делиться идеями. Кальдун - очень умный человек и представляет очень важную часть мира, в которой мы продаем много машин и в которой очень хорошо представлены благодаря парку Ferrari World. Когда ваша компания работает в 62 странах, вам необходимо иметь глобальный взгляд и международную культуру. Такие люди, как Эдди, как Кальдун, как Овен Джонс, как Крис Джент (двое последних покинули наш совет в этом году), очень важны для нас.

Изменить F1

- Ваше решение назначить главой гоночной команды Scuderia Ferrari руководителя Ferrari USA Марко Маттиачи стало бомбой. Почему вы выбрали именно его - он ведь не имел никакого отношения к автогонкам и Formula 1?

- Потому что я уверен, что мы стоим на пороге новой эры в Formula 1 и, чтобы руководить командой F1, нужен менеджер новой формации, способный быстро принимать решения, очень организованный. А техников и экспертов он себе подберет. Я выбрал человека, который сделал для нас очень хорошую работу сначала в Китае, затем в США. Он молод, хороший менеджер и, что очень важно, из нашей компании - он пришел в Ferrari совсем молодым человеком. Мне в Scuderia Ferrari не нужен был менеджер-летун из F1, который проводит год в одной команде, затем год - в другой; я предпочитаю менеджерские кадры из Ferrari. Хотя технические специалисты - это, конечно, другая история.

- А сложно было уговорить Маттиачи возглавить Scuderia Ferrari?

- Нет. Хотя я позвонил ему с предложением в начале апреля, и он сначала решил, что это шутка, сказал: «Извините, но 1 апреля уже прошло». А когда понял, что я говорю серьезно, то в тот же день прилетел в Италию. Бедный парень - его семья до сих пор в Нью-Йорке, ему нужно заниматься переездом. Но я уверен, что у него все получится.

- Ваше скептическое отношение к частому изменению правил в F1 и сегодняшнему состоянию «королевских гонок» общеизвестно. Что вас беспокоит больше всего?

- Когда мы смотрим на компанию или на продукт, мы всегда оцениваем, насколько эта компания или этот продукт успешны. Если компания теряет рыночную долю, необходимо что-то делать и менять ситуацию. Мое мнение - и не только мое, - что сегодняшние правила F1 слишком сложны, меняются слишком часто и люди перестают их понимать. Нам необходимо сделать гонки проще, мне не нравится F1, которая стала соревнованием по экономии топлива и шин. Это же автогонки - с первого круга и до последнего ты должен нажимать на педаль газа, чтобы выиграть! Нам также необходимо пристально следить за развитием новых технологий: если сегодня мобильные телефоны уже позволяют следить за трансляциями гонок, мы обязаны эти трансляции обеспечить - для нового поколения зрителей. Несмотря на то что у F1 громадный успех по всему миру, мы видим, что год от года интерес к ней снижается. То есть пришло время что-то делать, и Ferrari сыграет свою роль в этом, потому что мы в F1 уже 64 года и мы обязаны что-то сделать. Я отправил письмо [президенту Formula One Management Берни] Экклстоуну с предложением собрать всех основных игроков F1 - спонсоров, промоутеров, медиа, - чтобы обсудить будущее F1 и разработать более простой и понятный для публики продукт. В конце концов, мы все работаем для потребителей. Если рейтинги телепоказов падают, мы должны на это реагировать - естественно, в конструктивном ключе.

- Специализированные СМИ в последнее время обсуждают, что автодром в Монце, принимающий гонки F1 с самого первого чемпионата в 1950 г., рискует лишиться права проводить Гран-при после 2016 г. В то же время у Ferrari есть отличный автодром в Муджелло. Вы будете претендовать на проведение этапа F1, если его потеряет Монца?

- Не думаю, что Монца потеряет право проведения Гран-при, у нее есть все необходимое, чтобы продолжить принимать гонки. Но если у Монцы возникнут проблемы - повторюсь, я их не вижу, - у нас в Муджелло есть фантастический трек, который считается лучшим для мотогонок в мире.

- В этом году этап F1 впервые примет Россия. Вы в Сочи собираетесь?

- Было бы очень интересно. Я не был в России уже больше двух лет.

Равная конкуренция или жизнь

- Первая частная железнодорожная компании Италии, Nuovo Trasporto Viaggiatori, должна стать вашим крупнейшим проектом. Пока компания отчиталась только за 2012 г. - первый, когда начались перевозки пассажиров: убытки превысили 77 млн евро. Насколько проект себя оправдывает?

- Проект очень успешен в том, что касается количества перевезенных пассажиров, и главное, что все они очень довольны сервисом. Кроме того, появление нашей компании подстегнуло монополиста, компанию Trenitalia, - она радикально улучшила свой сервис. Но в Италии остается по-прежнему очень низкий уровень конкурентной культуры, и, честно признаюсь, у нас до сих пор есть большие проблемы с равным доступом к инфраструктуре - центральным вокзалам и проч., - который имеет Trenitalia. При том что мы платим колоссальные деньги за использование этой инфраструктуры. В этом смысле я возлагаю большие надежды на новое правительство Италии во главе с Маттео Ренци. Ведь единственное, что мы просим, - равные права в конкуренции. Если конкуренция будет нечестная, мы не выживем.

- Все 25 скоростных поездов Italo, которые вы планировали закупить, уже работают на линиях?

- Да.

- Вы предсказывали, что в 2014 г. NTV должна получить 25% рынка высокоскоростных перевозок в Италии. Какая доля у вас сейчас?

- 20%. Но встает вопрос издержек: если вы вынуждены платить колоссальные деньги за использование инфраструктуры, если вы не можете поставить достаточное количество аппаратов для продажи билетов, если вам не позволяют размещать рекламу... И даже в этих условиях мы делаем благое дело - даем людям выбор: цены у нас гораздо более привлекательные, чем три года назад, сервис отличный - для этого проекта мы наняли с чистого листа 1200 человек, средний возраст - 27 лет. Но равные условия конкуренции нам жизненно необходимы. Иначе это становится похоже на футбольный матч между Roma и ЦСКА, который судит главный тренер Roma.

Довольны инвестициями

- Ваши инвестфонды Charme вступили в новый период развития: теперь они не только скупают активы, но и продают их. Акционеры фондов довольны получаемой доходностью?

- Мы начали с фонда Charme I. Купили Poltrona Frau, Cassina, Capellini, сформировали из них единую группу производителей мебели, сделали ее публичной и через 10 лет продали ее с мультипликатором 14.

Poltrona Frau - это была блестящая инвестиция, которая, однако, потребовала 10 лет работы. Когда мы купили компанию, ее оборот был 30-35 млн евро, а когда продавали - уже 270 млн евро.

Затем мы сделали фонд Charme II. (На этом этапе, если я правильно помню, к нам присоединился и мой друг Виктор Вексельберг.) Фонд инвестировал в Octo Telematics (которую мы продали три года спустя с мультипликатором 3,5) и в Bellco - лидера на рынке устройств для диализа.

Сейчас мы в процессе создания фонда Charme III. Все инвесторы Charme I перешли в Charme II, а теперь все инвесторы Charme I и новые инвесторы Charme II готовы вложиться в новый фонд. Думаю, его размер будет между 400 млн и 500 млн евро.

- В этом году Charme продал Octo Telematics компании Виктора Вексельберга. Следите за ее развитием?

- Да. У Octo Telematics сейчас бум по всей Европе. Потому что число случаев страхового мошенничества, связанного с автомобилями, постоянно растет. Решения, которые разрабатывает Octo Telematics, позволяют страховым компаниям минимизировать риски.

- Вы не просто инвестор - вы предприниматель. Неужели вам было не жаль расставаться с той же Poltrona Frau, в которую вы за эти 10 лет вложили столько сил?

- Очень жаль. Но, во-первых, мы продали Poltrona Frau крупнейшей мебельной группе в мире, так что возможности компании для роста стали еще больше (кстати, мы оставили себе 10% Poltrona Frau). А во-вторых, это все-таки инвестфонд - люди отдали мне свои деньги, чтобы заработать. И они очень-очень довольны этой инвестицией.

Маранелло